13..15 С
Давление: 736..738 мм рт.ст.
Ветер: Южный 5 м/с
 
94.0922
100.5316
 
 
 
Сегодня: 19 апреля 2024  

Руководитель управления главы Воронежа - о теории и практике муниципально-частного партнерства // Берег

07.07.2017

История хохольского главы Павла Пономарева заставила задуматься о сущности взаимоотношений бизнеса и власти. Как сообщал "Берег", экс-руководитель пригородного района был арестован за то, что собирал с предпринимателей деньги на социальные проекты.

Только делал он это методами рэкета - вплоть до того, что блоками загораживал вход в торговый павильон несговорчивого бизнесмена.Но разве это не пример - пусть вульгарный - муниципально-частного партВ­нерства? Этот вопрос мы адресовали руководителю управления главы Воронежа Игорю Лоткову - наиболее авторитетному в городе эксперту в сфере МЧП.

- Да, такое упрощенное представление до сих пор распространено: мол, МЧП - это любой проект, финансируемый вскладчину муниципалитетом и бизнесом, - Игорь Лотков явно сталкивался с подобными рассуждениями. - Но с начала 2016 года в стране действует 224-й федеральный закон, который четко определяет критерии МГЧП - муниципально- и государственно-частного партнерства. Первый критерий - это наличие земельного участка, который вносит в партнерство публичный партнер - муниципалитет, регион или Федерация. Второй - обязательный факт строительства за счет средств инвестора: объект может возводиться с нуля, расширяться или реконструироваться. Стройка за счет бизнеса - то, что ставит четкий водораздел между МЧП - мы чаще используем термин "концессия" - и арендой. При этом частный партнер на весь срок партнерства сохраняет право собственности на вложенные средства и имеет цель и возможность окупить свои затраты. Это инвестиции, а не благотворительность.

Третье - целевое использование объекта. Если партнер берет в концессию детский сад, он обязан будет оказывать услуги по дошкольному воспитанию. Если парк - услуги по рекреации и т.п. Впрочем, прейскурант можно расширить за счет дополнительных услуг. Это дает гарантию жителям города как главным бенефициарам, что объект партнерства не утратит свои социальные функции.

- Какие сферы наиболее перспективны в формате МЧП?

- На этот механизм очень рассчитывают строители жилья. Когда они возводят новый жилой квартал, то все чаще вынуждены, согласно градостроительным нормам, строить и детский садик, вкладывая в него 200-300 млн руб. И потом обоснованно ждут, что муниципалитет выкупит его - иначе придется эти 300 млн заложить в цену квартир и сделать их неконкурентоспособными. Но федеральная программа, позволившая в основном ликвидировать очереди в воронежские детсады, завершилась, а у муниципального бюджета денег на такие стройки нет. Если найдется инвестор, согласный выкупить объект и организовать частный детский сад, то он помог бы многим: строителям, бюджету, платежеспособным местным жителям, которых устраивает услуга коммерческого садика. И даже тем, кого не устраивает: ведь в этом случае сократились бы очереди в соседних муниципальных садах.

- И есть уже такие инвесторы?

- Да, и достаточно много. Пока это не совсем концессия, скорее, аренда с дальнейшим выкупом.

Далее: дороги. Первый классический образец концессии в Воронежской области - это федеральная трасса М4. Частные инвестиции, но платный проезд. Качество услуги каждый уже сумел оценить. Хорошо было бы привлечь таким же образом инвестора на строительство городских дорог и развязок. Но собрать деньги за проезд по платной дороге в условиях города нереально.

- Озелененные территории сейчас переживают период развития. Предусматриваются ли здесь схемы МЧП?

- Тут мы должны следовать обязательному принципу: сохранить целевое назначение объекта при росте объема услуг. Мы много размышляли: как измерить объем оказываемых парком услуг? Единственный объективный критерий - посещаемость. Если по итогам концессии посещаемость парка увеличилась - например, благодаря развертыванию выставки динозавров - цель можно считать достигнутой. Но проекты развития больших парков стоят дорого - 200-300 млн руб. А окупаемость выставок и аттракционов невелика.

Инвесторы предпочитают не рисковать - и, например, от концессии для парка "Орленок" пришлось отказаться. Пока для нас неприемлем и американский путь организации закрытых парков - с платным входом. При этом в Воронеже есть несколько локальных примеров, когда предприниматели берутся обустроить и содержать небольшой сквер - за право разместить поблизости пару киосков. С некоторой натяжкой их тоже можно назвать примером МЧП.

Но более перспективна в этой сфере такая разновидность МЧП, как общественно-деловые советы при городских скверах на основе комитетов территориального общественного самоуправления (ТОС). ТОС "Сосна" благодаря такому партнерству обустроило сквер "Солнечный" на ул.9 Января. К реализации проекта подключились районная управа, бизнесмены, депутаты, комитет ТОС, местные жители.

- В свое время примером успешного муниципально-частного партнерства называли строительство детских садиков за счет застройщиков - пару лет назад с помощью этого маневра был в основном преодолен дефицит мест в дошкольных учреждениях. Но можно ли назвать этот опыт полноценным МЧП?

- Нет, по закону срок выкупа объекта составляет не менее трех лет, в данном случае город рассчитался с помощью федеральных субсидий за год. При всей полезности проделанной работы произошел просто выкуп объекта в рассрочку. Замещения бюджетных средств частными не случилось.

Более приближенные к "классике" схемы реализованы в медицине. В частных проектах важнейшую роль играет возможность оплачивать стоимость медицинских услуг за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования. Это делает услуги равнодоступными независимо от формы собственности на объекты здравоохранения. С таким расчетом был, например, задуман центр гемодиализа немецкой компании "Фрезениус", расположенный на территории БСМП N1. Муниципалитет выделил участок, на котором частный инвестор построил центр. В нынешнем году он будет введен в эксплуатацию и начнет оказывать услуги. Для потребителя это будут услуги страховой медицины.

- Поможет ли ГЧП реализовать великую воронежскую мечту о метро?

- Развивать в Воронеже рельсовый транспорт планируется именно в рамках государственно-частного партнерства по принципу транзитно-ориентированного девелопмента (ТОД). Предполагается, что софинансировать строительство линий метрополитена будут застройщики, которые развивают прилегающие к станциям метро территории. Квартиры в районах у станций метро вырастают в цене на десятки процентов. По традиционной модели получается, что деньги вкладывает государство, а прибыль получает бизнес. Будет справедливо, если девелоперы, владельцы торговых центров тоже инвестируют в строительство линий. Такая схема работает в Японии, США, европейских странах, и мы внимательно изучаем этот опыт.