10..12 С
Давление: 739..741 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Восточный 1 м/с
 
94.0742
99.9341
 
 
 
Сегодня: 16 апреля 2024  

"Берег" собирает невероятные истории, в которые верят многие воронежцы

07.07.2017

У каждого города или села есть свои истории - мифы, легенды, в которых, возможно, нет и грамма реальности, но жители свято верят: так оно и было. В Воронеже тоже существуют такие легенды, которые передаются из уст в уста, постепенно обрастая все более фантастическими подробностями. "Берег" решил коллекционировать такие истории и знакомить наших читателей с самыми интересными и невероятными из них.

Первое воронежское метро

Говорят, что первый туннель воронежского метро был построен в 70-х годах прошлого века - в период накала холодной войны. Единственная линия шла от площади Ленина в сторону Сомово, где существовал самый мощный в области бункер - подземное убежище на случай атомной войны. Строили в Воронеже метро, чтобы партаппаратчики имели возможность укрыться от радиации и вывезти ценные вещи и документы. Некоторые водители рассказывали, что самолично возили в бункер продукты - в убежище можно было заезжать даже на грузовых машинах.

В здании обкома КПСС был даже один тайный лифт, которым никто никогда не пользовался, но возле него круглосуточно дежурил лифтер - ни много ни мало сотрудник КГБ. В лифте было всего две кнопки: "вверх" и "вниз".

На посадку в поезд метро можно было попасть и из некоторых госучреждений - пешком по подземным ходам. В некоторых случаях для оборудования подземных ходов использовались уже имеющиеся катакомбы. Именно по этой причине все входы в катакомбы в 70-е годы были завалены - чтобы любопытные диггеры случайно не наткнулись на них.

Трамвай-призрак

После того как Воронеж распрощался с последним трамваем и все маршруты были закрыты, но рельсы на улицах города еще не демонтировали, группа рабочих, возвращавшихся с ночной смены, вдруг услышала знакомый звон и увидела старенький трамвай, который, медленно покачиваясь, двигался к остановке "Луч".

Номера у трамвая не было, но мужчины ничуть не удивились - ведь раньше первый и последний трамвай часто ходили без номеров, с табличкой "Рабочий". Вагоны остановились, двери открылись, ничуть не смутившиеся рабочие вошли внутрь, решив, что власти ночной трамвай решили все-таки оставить, чтобы людям было на чем добираться домой с работы.

- Трамвай идет по Северному мосту до Остужевского кольца, - объявил вагоновожатый.

Один из мужчин, оплачивая проезд, попытался спросить у него: что, мол, оставили все-таки трамваи? Но пожилой седой вагоновожатый остекленевшими глазами смотрел вдаль, на вопрос он не среагировал и дверцу для продолжения разговора не открыл, молча положив в окошечко для денег сдачу.

Ночной трамвай по улицам Воронежа прошел и на следующий день, и через неделю. Некоторые воронежцы ездили на нем по маршруту "Луч" - Остужевское кольцо, не считая появление такого трамвая чем-то незаурядным. На остановке "Остужева" трамвай высаживал всех пассажиров и быстро удалялся в обратном направлении по Северному мосту.

Трамвайное депо уже активно осваивали под торговый центр, поэтому никаких объяснений появлению трамвая-призрака никто дать не мог. Властям тем более было не до каких-то сказок и слухов о трамвае - общественный порядок не нарушается, да и ладно. В курсе ли были в ГИБДД - неизвестно.

"Охота" за трамваем-призраком успеха не принесла. Он словно чувствовал, что его поджидают любопытные, и либо проносился без остановки мимо, либо появлялся совершенно в другом районе, но неизменно следовал по Северному мосту к Остужевскому кольцу.Когда в городе стали активно снимать рельсовое полотно, трамвай-призрак перестал возить пассажиров, но рыбаки на Воронежском водохранилище иногда наблюдали движущиеся огни на эстакаде Северного моста и слышали характерный перестук железных колес. А потом и эти свидетельства о трамвае-призраке исчезли.

Столица чернокнижников

Был у Петра I друг и подвижник Яков Брюс, которого Пушкин позже назвал "русским Фаустом". Брюс считается первым в России астрологом и ученым. Еще во времена пребывания Петра в Воронеже учил он его, как "потемнение солнца примечать" и "как сыскать полус, не имея инструментов, кроме циркула и линеала". Брюс свез в Воронеж всех талантливых чернокнижников, чтобы помочь "людям мастеровым в вычислениях, дабы корабли потом ко дну не пошли".

Говорили, что он изготовил для царя куклу, которая умела ходить и говорить. А на службе у Брюса даже состоял дракон, прилетавший к нему по ночам.

Но вернемся к Петру. Дошли до царя слухи, что у Брюса есть волшебная книга, которой владел сам царь Соломон. Естественно, он стал просить ее почитать - сначала по-хорошему, а потом уж силой. Брюс отказывался, говорил, что у него нет такой книги, из-за чего рассорился с Петром.

Но царь не успокоился. Было приказано разыскать книгу, однако у Брюса ее не нашли, а пытать могущественного колдуна и друга Петра I побоялись.

Тогда книгу стали искать у чернокнижников, с которыми общался Брюс, в первую очередь - у воронежских "колдунов". Дабы они не смогли вывезти книгу и перепрятать ее, им под страхом смерти было запрещено покидать пределы города. За нежелание помочь в поисках книги чернокнижников выдворили из города и поселили на другом берегу реки Воронеж, в местности, которую вскоре окрестили Отрожка, т.е. служители от рога (от дьявола).

Но Петр книгу все равно не нашел. Ее искали все последующие цари, да тоже бесплодно. По некоторым сведениям, труды Брюса смог разыскать Сталин, приказав разобрать стены Сухаревой башни, с верхнего яруса которой чернокнижник вел свои астрономические наблюдения.

Один воронежский колдун рассказал недавно, что главная книга, которую искал Петр I, в руки Сталину так и не попала, потому что Брюс ее спрятал все-таки в Воронеже. Правда, никто не признается, где. Зато Воронеж исстари считается столицей чернокнижников.