16..18 С
Давление: 745..747 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Восточный 2 м/с
 
92.0134
98.7187
 
 
 
Сегодня: 27 апреля 2024  

Худрук одного из старейших частных театров РоссииНиколай Коляда рассказал, как актерам заработать на жизнь

17.05.2018

Негосударственные театры очень мобильны и заинтересованы в первую очередь в привлечении публики. Академические же театры - неповоротливы, они не спешат выпускать премьеры, имеют большие субсидии от государства, им не о чем волноваться, их артисты всегда получают зарплату. Во всяком случае, в этом убежден художественный руководитель "Коляда-Театра" Николай Коляда.

О том, как живет негосударственный театр, о современной киноиндустрии и артистах, которые прячутся за декорациями, Николай Коляда рассуждал на гастролях в Воронеже.

В ВЫХОДНЫЕ - "СЕНОКОС"

- Николай Владимирович, почему возрастает интерес зрителя к театрам из "кармана"?

- Мы живем по принципу "не потопаешь - не полопаешь", рассчитываем только на себя. Придумываем по новому проекту каждый день - это и спектакли, и конкурсы, и фестивали. Нам важно привлечь внимание зрителя и журналистов. Когда мы готовимся к очередному показу, я то и дело бегаю в кассу и спрашиваю, сколько продано билетов. И размышляю: что нужно предпринять, чтобы продать больше? Многие академические театры вообще об этом не думают. Вот возле нашего драмтеатра, в Екатеринбурге, вечером можно увидеть несколько автобусов - людей сгоняют из области. Среди них - много случайной публики, которая смотрит и не понимает, что вообще там делает.

Или вот еще что: знаю несколько академических театров, где суббота и воскресенье - выходные дни. Мол, вся страна отдыхает, и мы тоже. Но как так? У нас в это время "сенокос". Спектакли идут параллельно на двух сценах, для разных категорий зрителей - для детей, подростков, взрослых. Плюс - всевозможные читки, встречи…

Впрочем, в наш адрес со стороны государственных театров также много звучит негатива. Говорят: "Боже мой, что вы там играете, костюмы нашли на помойке, стулья поставили и все, больше ничего нет. Фу! Театр - это же светлое и чистое!" Но я очень люблю бедные спектакли - в хорошем смысле этого слова. Когда главный на сцене - его величество артист, а не дым, свет, телевизионные экраны, которые, я убежден, используют для того, чтобы прикрыть немощь артистов.

- Есть мнение, что такое понятие, как "амплуа актера", отмирает. И особенно это актуально как раз для частных театров, где обычно маленькая труппа, а разнообразие ролей велико…

- Думаю, что в театре важно иметь героя-любовника - красивого, высокого, стройного парня, на которого пойдут девочки, будут ждать его с букетиками у служебного входа. Должна быть прекрасная девушка, на которую будет приятно смотреть мужчинам. Должен быть злодей, харизматичная старуха… Понятие амплуа не отмирает, оно есть, как и прежде.

Другой вопрос - кого сейчас набирают в театральные институты. Когда я вижу этих юных актрис, мне становится плохо - у них ноги от шеи, а бездарные, как пробки. Посмотрите наши сериалы, они же все одинаковые! И куклы эти с пластмассовыми губками… Смотришь на них и думаешь: "Ну и что в тебе такого?"

- А что лучше: ставить спектакли по своим пьесам или брать произведения других драматургов?

- Не имеет значения. И то и другое - творческий процесс. Ты приходишь на репетицию абсолютно неготовый, читаешь произведение, а потом что-то в голову ударит, и начинаешь придумывать. У нас всегда веселье на репетициях, даже когда трагедии ставим. Я говорю актерам: "Мама ушла на работу, и вы остались одни. Давайте доставайте ее платья, помаду, туфли, пишите на стенах гадкие слова, разорвите в клочья подушки и диван - делайте все что угодно, пока ровно в шесть не повернется ключ в двери". Я разрешаю им баловаться. В актере должен жить ребенок, если он умирает - вон из театра. У нас всегда хорошая атмосфера, никаких мук творчества. Именно так должен рождаться спектакль.

- Председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин предложил объявить 2019-й Годом театра. Как вы считаете, нужно ли идею поддержать?

- Я страшно доволен этим предложением. В Год культуры наши чиновники, чтобы отчитаться перед Москвой, дали нам 71 миллион на новое здание театра. Если бы не Год культуры, мы бы до сих пор сидели в деревянной избушке.