07 мая 2024

В Воронеже реализован выставочный проект "Лев Бакст. В зените славы" // Берег

05.12.2013

По свидетельству современников, он умел изображать все: пейзажи, портреты, миниатюры. "Дерзкий график", как называли Льва Бакста, виртуозно владел контуром и талантливо сопоставлял разные способы рисования. Воронежцам предложена возможность увидеть его искусство собственными глазами: департамент культуры и архивного дела, художественный музей им.И.Н.Крамского и Европейский культурный клуб Ферайн (Германия) реализовали выставочный проект "Лев Бакст. В зените славы".

Лейб Розенберг стал Львом (по-французски - Леоном) Бакстом с момента своей первой выставки, организованной в 1889 году. Этому человеку удалось молниеносно покорить Париж. Костюмы и декорации Льва Бакста к знаменитым "Русским сезонам Сергея Дягилева" настолько поразили воображение французов, что законодатель парижской моды месье Пуаре предложил ему, театральному художнику, сотрудничество в создании современной женской одежды для самых избалованных модниц Европы. Экспозиция графики Бакста в музее Крамского (гелиогравюры, созданные художником до 1913 года и раскрашенные вручную в технике пошуар) показывает русский балет начала ХХ века, дает полное представление об его истории. Костюмы и декорации к спектаклям "Шехерезада", "Нарцисс", "Жар-птица", "Пери", "Мученичество святого Себастьяна", "Ориенталии", "Голубой бог", "Тамара", "Дафнис и Хлоя", "Саломея", "Бабочки", "Карнавал" не только открывают зрителю забытый, во многом непонятный сегодня мир, но и воспроизводят вкусы и стиль ушедшей эпохи.

Художник удивительно чувствовал пластику человека; костюмы, изображенные на фигурах, зритель видит как бы в движении. Эффект - утрированно выразительный. Неслучайно в интервью одной из американских газет Бакст сравнил себя с дирижером оркестра, который одним движением дирижерской палочки посылает нужные импульсы своему слушателю.

В 1913 году друг и коллега Бакста Жан Кокто предложил собрать самые знаковые работы художника воедино: сделать гелиогравюры и расписать их вручную - в той самой технике пошуар. Таким методом создания печатной графики пользовались многие известные художники-европейцы: Тулуз-Лотрек, Эдгар Дега, Камиль Писсаро. В том же ряду - наши авангардисты Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, разрабатывавшие дорогие и малотиражные проекты, предназначенные для музеев, библиотек, коллекционеров.

Рochoire (пошуар) - французский традиционный трафарет - имел свои отличительные особенности. Его изготавливали из тонкой медной пластины путем травления кислотой - как в офорте. В результате художник при "раскрашивании" своих работ получал не только локальные пятна, но и красивые тонкие линии. Как это выглядит в реальности - показано в музее Крамского.