02 мая 2024

В зале на Кирова работает персональная фотовыставка Максима Смотрова // Берег

09.12.2013

Мне не выпало счастья личного знакомства с Максимом Смотровым; этого талантливого человека двадцати восьми лет от роду не стало чуть больше года назад, в ноябре 2012-го. Жизнь парня унесла автокатастрофа. Но след, оставленный им на Земле (в частности, в родном Воронеже), она не уничтожила. С очевидным не поспоришь: фотографическое творчество Максима - явление, способное продлить земное существование автора.

Спасибо маме, известной воронежской художнице Оксане Смотровой - после трагедии она досконально изучила компьютерный архив сына. И обнаружила образцы фотоискусства, свидетельствующие о том, что их создатель - самостоятельный и сложившийся мастер. Со своим взглядом на мир - оригинальным, пристрастным, осознанным. А где-то даже принципиальным. Эх, дороги

В 2006 году Максим окончил факультет журналистики ВГУ. Сотрудничал с журналом "ЭКС", позволявшим разрабатывать тему автодела.

- Тема была Максиму очень близка: страсть к автомобилям он испытывал всегда, - рассказывает Оксана. - Для каждой модели искал соответствующее окружение, органичный фон.

"Органика" - главное, пожалуй, определение того, что прочувствует пришедший оценить работы Максима Смотрова, объединенные в выставку, развернутую в фойе выставочного зала на Кирова. Очень хочется, чтобы эту экспозицию увидело как можно больше воронежцев - она того стоит.

Машины (равно как и другие объекты-субъекты) в кадре Максима живут своей жизнью - они, подобно живым существам, самодостаточны и одушевлены. А все оттого, что сняты с любовью, с внятным авторским отношением, которое, как ни крути - главное содержание любого и всякого изображения. Наличию этого отношения - ярко выраженного, хорошо читаемого - нисколько не мешало то, что Максим профессиональным фотографом себя не считал. "Просто редко расставался с камерой", - говорит мама. И, как видим, умел с этой камерой договариваться, доверяя ей свои неординарные замыслы.

Желанием "дружить" с современной техникой, провоцирующей на творческие подвиги, отличаются многие молодые люди. Выставку, однако, способную представить полнокровный авторский мир, из их работ не сделаешь. Максим Смотров - совсем другое дело. Не надо быть искусствоведом, чтобы понять: этот человек - художник от Бога.

Особенность зрения

Безукоризненное, на мой взгляд, чувство композиции и неповторимости мига, тончайшая колористическая проработка, грамотный выбор тона и ракурса изображения, выразительная эмоциональная окраска… Так бывает только тогда, когда мастер идет от ощущения, от оценки своего состояния, а не от школярской "наученности". Но если этот мастер, как в нашем случае, одарен от природы, его личное ощущение не противоречит академизму. Напротив, доказывает неопровержимость классических постулатов: Максим, видимо, интуитивно пришел к тому, что выработала фотонаука за все время своего существования. Ну и особенность зрения, мироощущение - не последняя скрипка всякой творческой "игры": в любом предмете Максим умел видеть арт-объект, обычный человек представлялся ему целым миром.

"Он мастерски выхватывал деталь из целого, обстоятельство - из потока, - читаем в аннотации к выставке. - Умение прочувствовать тонкую гармонию времени, места и вещи вырастало в живые картинки". Не могу не согласиться.

Нельзя сказать, что при жизни Максима его мастерство не было замечено. Но многочисленные приглашения на работу от воронежских изданий не прельстили: парень видел фотографию лишь увлечением, частью жизни - такой же естественной, как слушать музыку в машине…

Своеобразной музыкой - со своими излюбленными ритмами, мотивами и акцентами - видится мне фототворчество Максима Смотрова. Оценить которое можно в срок до 18 декабря; вход на выставку - свободный