27 апреля 2024

В Воронеже побывал известный пианист Сергей Филатов // Берег

18.12.2013

На днях в рамках воронежских "Джазовых сезонов" состоялся концерт этно-фьюжн-проекта "Груня". Предварила его творческая встреча с идейным вдохновителем "Груни", нашим земляком, композитором и пианистом Сергеем Филатовым. Помимо всего прочего, Филатов - создатель уникального творческого сообщества "Этносфера", призванного помочь развитию направлений современной импровизационной музыки, замешанной на этнической основе.

Сергей сотрудничает с многими российскими музыкантами топ-уровня (речь, разумеется, о независимой сцене). Его диски выпускаются на лейбле Алексея Козлова "Арт-Beat", что само по себе - показатель класса музыканта. Другой показатель - востребованность: и на творческую встречу в Книжном клубе "Петровский", и на концерт в зале филармонии пришло довольно много народа. Трехмерные звуки

В "Петровском" музыкант исполнил в одиночку несколько произведений, но основная часть встречи была посвящена общению.

- Сергей, рады приветствовать вас в родном городе! А вопрос такой: откуда взялась тяга к музыкальному творчеству, с чего все начиналось?

- Во-первых, наконец-то я дома! Каким замечательным стал Воронеж! Все просыпается, расцветает. Лет пятнадцать назад невозможно было себе это представить. И здесь столько хороших людей… Все это очень радует. Что касается творчества: как и у всех молодых, оно началось с бунта, с протеста. Параллельно с "джазом" ходил по свадьбам, исполняя соответствующий этому событию незатейливый репертуар. Познакомился с одним взрослым мужиком, страшным алкоголиком. Он, будучи баянистом, зачастую на баяне был играть не в состоянии. Опыт интереснейший: когда часа два лабаешь на пианино "Матаню" без остановки, думаешь - все, сейчас мне настанет конец. Уже вроде все натанцевались, но только-только собираешься закончить - откуда не возьмись выскакивают еще пять каких-то теток. И все повторяется.

- Но начинали-то вы не с фортепиано…

- В музыкальную школу на пианино меня не взяли, не было мест. Так что по фортепиано я в какой-то степени самоучка: все пробовалось на ощупь. Поэтому сейчас, занимаясь со студентами, стараюсь выходить из пространства стандартного текста, стандартной терминологии. Студентам очень нравится термин "3D" применительно к музыке. Это когда музыкант, имея в руках один инструмент, создает несколько пространств. Каждая рука как будто играет в разном времени, за счет чего сразу появляется удивительное пространственное звучание. Когда ребята начинают сами это ощущать - их обуревает восторг: настолько все просто и неожиданно.

- Помните какую-то яркую деталь из детства, связанную с творчеством?

- Помню, как мама заставляла меня записывать ноты. И давала за это рубль. Я говорил ей, мол, куда все денется, к чему записи? А она неизменно отвечала: "Запиши, я тебе рубль дам".

Джазовый мираж

- Теперь "рубль дать" музыкантам особо некому: у нас ведь кроме "Владимирского централа" и "Белых роз" ничто не приносит дохода…

- Ищем выходы из ситуации. В ресторанах по вечерам играю и на корпоративах случается выступать, удается как-то зарабатывать деньги. Ничего страшного в этом нет. Тем более что стараешься делать свое дело красиво. Одна моя подруга, джазовая певица, как-то произнесла фразу, которая меня поразила: "Я работаю в ресторане. И все силы положу на то, чтобы не начать петь в пол". Пока я не услышал эту фразу - у меня действительно было некое внутреннее раздвоение, но тут все встало на свои места.

- И что, никаких проблем не возникало в "ресторанных" ситуациях?

- Как-то жена одного богача достала нас просьбой сыграть ей песню группы "Мираж" "Музыка нас связала". В нас все кипело: думали, сейчас пойдем и повесимся. И вдруг осенило: а давайте сделаем такую мягкую приджазованную кавер-версию! Оказалось, что это вполне приличная мелодия.