29 апреля 2024

В галерее "Нефта" выставлена живопись Алексея Загородных и его учеников // Берег

22.01.2014

Этот художник интересен всегда - даже когда демонстрирует откровенно спорные вещи. Потому как главное в искусстве, при наличии прочих "пустячков" типа таланта - своя позиция и свой голос. Отчетливый - независимо от темы, которую озвучивает. Очевидная, кажется, вещь, но до чего редко встречается: профессионалов сотни, а с лица не общим выраженьем - раз, два и обчелся…

Воронежский живописец, член Союза художников РФ Алексей Загородных свой голос не только имеет. Он его периодически бесстрашно меняет (ну, скажем мягче: ощутимо корректирует). Всегда - неожиданно, но - с непременным использованием завидной живописной культуры. И всегда - без боязни быть обвиненным (зрителями, коллегами - неважно) в нарушении "изобразительных" норм и правил; эволюция - та еще авантюра... Всегда первопроходец

Будучи нормальным, здравомыслящим человеком, Алексей Загородных, конечно, живо интересуется мнением о своих произведениях - как иначе? Но никогда по указке "со стороны" не мимикрирует; есть собственные разработки живописного языка, достигнут высокий уровень профессионализма - почему бы на том не настаивать?

Отчасти Алексей - провокатор: полностью отдает себе отчет в том, что в общепринятые рамки не вписывается, что порой "дразнит гусей", но… Не вписывается и дразнит - чем дальше, тем с большей степенью свободы. Настоящий творец - всегда первопроходец.

Когда я, помнится, однажды проговорила художнику эту сентенцию, он согласно закивал головой: "Да, я - Александр Матросов". И что из этого следует? Прогнозируемое развитие событий: тот, кого тянет на подвиги, их и совершает - как иначе? Потому-то известие об очередном эксперименте Алексея Загородных удивления не вызвало: в художественной галерее "Нефта" он выставил свою живопись вместе с работами студийцев, которых учит мастерству.

Надо сказать, учитель в тандеме с учениками - никак не выставочный эксклюзив. Прецеденты были, и успешные. Но речь в таких случаях шла об изостудиях не частного характера, тогда как Алексей организовал именно частную. По собственной инициативе, в собственной мастерской. В которой теперь регулярно занимаются полтора десятка (плюс-минус) человек.

"Культпоход" в анамнезе

Люди разных профессий, возрастов, способностей, уровней подготовки, взглядов на мир и искусство - в учениках Алексея Загородных. Он не отказывает никому, справедливо полагая: было бы желание работать. Причем не только кистями и красками, но и головой; своих подопечных педагог учит думать и чувствовать. Насколько результативно - показывает выставка в "Нефте" с многозначительным названием "Приглашение". Дескать, мы к гостям - со всей душой, будьте же великодушны и вы…

"Приглашение" принимается с удовольствием: экспозиция получилась богатой. Сам Алексей представил выразительный цикл ню, обрамив его пейзажами, портретами и натюрмортами. Работы просто-таки исходят сочной эмоцией; порой кажется, что одна лишь эмоция и обжила по-хозяйски холст - независимо от сюжета.

Ученики учителя тоже не посрамили. Правда, некоторые работы студийцев выглядят явным подражанием мастеру, но это - штука неизбежная. И, в общем, почти не подконтрольная; хочешь, не хочешь - школа, если она самостоятельна, всегда проступит. Явление - педагогу в актив.

Разного, впрочем, в экспозиции хватает - как в смысле мироощущенческих, так и исполнительских особенностей. А то, что питомцы Загородных способны заставить о себе говорить как о заметных творческих единицах, доказал областной конкурс "Культпоход 2012". Успешным участием в нем отличились Юлия Лемзякова, Анна Смольянова и Анна Горбунова. Более того, последняя даже вышла в победители проекта, что, безусловно - показатель серьезный.