27 апреля 2024

В галерее "Х.Л.А.М." открыта персональная выставка Кирилла Савельева // Берег

23.01.2014

Она уже вторая по счету - выставка работ молодого воронежского автора, который к представителям современного искусства себя не причисляет. Но, по мнению директора галереи "Х.Л.А.М.", таковым является. В силу чего, благодаря директорской воле, и выставляется на площадке, предназначенной для выступления актуальных художников.

Называется выставка странно - "Фотографии". Странно в том смысле, что в нашем случае обедненный посыл к прочтению экспонатов попахивает лукавством: автор на контрасте с расхожим (и однозначным) толкованием этого термина показывает себя отнюдь не традиционным фотографом-бытовиком, озабоченным поиском ловкого, в обывательском понимании, кадра. Все и ничего

"Остановись, мгновенье, ты прекрасно" - явно не девиз Савельева. Хотя именно мгновенье остановить он стремится старательнее, чем иной его профессиональный коллега. Что же демонстрирует фотография Кирилла? На мой взгляд, все и ничего - в идеале. Этот антагонистический набор дает возможность поломать зрительскую голову. А иногда и душу.

Люди, снятые со спины на фоне подчеркнуто реалистичного и неоригинального пейзажа. Семейное застолье, лишенное аффектации (дежурное "сейчас вылетит птичка" вряд ли звучало перед тем, как аппарат приведен в действие). Фрагменты, уж извините за патанатомический "сленг", человеческого тела. И т.д., и т.п. - мозаика, одним словом, буден в кулуарном, домашнем интерьере. Уютом в котором не пахнет: все больше изнанка повседневности выставлена на показ. Она Кирилла не только интересует, но и вдохновляет.

Наш автор - молодой человек; родился в Воронеже в 1989 году. В 2012-м закончил журфак ВГУ. В том же году и в том же в "Х.Л.А.М.е" состоялась первая выставка Кирилла Савельева "Я люблю фотографировать". Тогда стало понятно - и вправду любит. Теперь впечатление немножко трансформировалось: человек любит показывать, что любит фотографировать. И любит настаивать на том, что прав. Во всем, безоговорочно; есть в работах неприкрытая безапелляционность.

Нынешняя выставка в сравнении с предыдущей кажется не только более категоричной, но и более нарочитой. Возможно, в данном случае это одно и то же. Почему возникло такое впечатление-ощущение? Не исключено, цвет виноват; если прежде Кирилл выходил на публику с черно-белой фотографией (а никакая другая, на мой взгляд, не может быть абсолютно правдивой), то сейчас он показывает себя, скажем так, в цвете. Посредством чего привносит в изображение оценочность - довольно внятное авторское отношение. Чего, по замыслу, читаться не должно, иначе какие же это "Фотографии"? Коли они - без эпитета, согласно заявке, то бишь окраски? Фактор риска, не иначе…

Великодушие к персонажам

- Когда Савельева спрашивают, как возникают его работы, он отвечает, что во время съемок часто не понимает того, что видит, что происходит перед его глазами, - говорит Алексей Горбунов. - Кирилл перевоплощает изношенный житейский материал в пространство и образы большой силы, переводит "максимальную" реальность в художественное качество. Мало кому доступны подобная сдержанность и обедненность, ведь у мастеров в ходу спецэффекты, символы, шутки, красоты и проповеди. И еще: ко всем своим многочисленным персонажам и к миру как таковому Савельев относится весьма великодушно. В работах воронежского художника царит неточность, но его "картинки" или группы "картинок" дают ощущение жизни. Кирилл ищет свою правду, и художественная часть его работ стократно выигрывает у репортажной. Кажется, что Кирилл Савельев ищет свое удивление.

Мне кажется немножко по-другому: Кирилл Савельев ищет способ удивить зрителя. Причем в данный момент склоняется к тому, что способ этот уже найден. В чем, вообще говоря, можно и посомневаться: экспонаты второй персональной выставки заметно "погламурнели" в сравнении со своими предшественниками двухгодичной давности. Не то что это неинтересно, нет: Кирилл в любом случае молодец, потому что подключает к технике мозги и нервы (которые - как бы отключает; такой вот парадокс). Но известную артистичность, противопоказанную именно "Фотографиям", работы его выдают. Может, этот момент - следствие недавнего трудоустройства в студию модного фотографа Алены Кузьминой, работающей на глянцевые издания? Так или иначе, сегодняшний этап творчества Кирилла - явно промежуточный. Мне, во всяком случае, хочется так думать.

Будь осторожен!

Основания для радужных надежд - не беспочвенные: Кирилл Савельев - человек творческий, как говорится, до мозга костей. До того, как пять лет назад увлекся фотографией, в круге своих интересов имел сочинительский опыт (писал прозу), проиллюстрировал рисунками собственную книгу "Невероятные приключения алкоголика Максимова", играл и пел в группе "Плохая команда" (позже преображенной в "Плахую каманду"). Последнее занятие финал имело яркий: однажды во время выступления музыкант разбил гитару - и с тех пор с этим делом завязал. А вот прозой, похоже, до сих пор балуется. Во всяком случае, Алексей Горбунов познакомил меня с целой россыпью афоризмов Кирилла; больше всего запомнилось - "Будь осторожен - вокруг пропаганда веселья". Что же касается сомнительного перехода от черно-белого изображения к цвету, Алексей Юрьевич комментирует сей факт следующим образом:

- О том, что фотографии в экспозиции будут цветными, я узнал за два дня до выставки; для меня известие было неприятным. Объяснил Кирилл это тем, что черно-белая фотография, на его взгляд, сейчас превращается в клише. А как раз цветная идет против течения… Я понимал, что при таком раскладе усложняется задача показать художественную тактику автора, его манеру. Но - пришлось смириться. И поискать формы подачи этого "цветного" творчества.

Поиск форм привел к появлению в экспозиции разноформатных фотографий: огромные "кадры" соседствуют с миниатюрками. Мне ближе последние - как раз в силу отсутствия гнетущей нарочитости, о которой говорено выше. И постановочности; в некоторых крупногабаритных работах она просматривается с неприятной очевидностью.

- Эту выставку многие называют более цельной, чем первая, - продолжает Алексей Юрьевич. - Цельность можно объяснить выбором темы: объекты съемки - домашние Кирилла, его близкие родственники.

Сложности общения

Присутствует в зале и видео: на экране - те же "нулевые", нейтральные "картинки", что и на фотографиях. Рядовые ролики в несколько минут с бабушкой и сестрой в главных (и единственных) ролях: одна ровным тоном рассказывает о какой-то знакомой, другая молча стоит у окна… Что тут от искусства? И почему оно "вытаскивается" из родных стен?

- Потому что дома, в отличие от улицы, снимать безопасно, - пересказывает объяснения автора Алексей Горбунов. - Домашних Кирилл не боится, тогда как к незнакомцу или незнакомке подойти с предложением съемки ему невозможно: такой человек.

Что, собственно, не скрывается от народа и самим фотографом, который откровенен:

- Не только с незнакомыми, но даже со знакомыми людьми мне сложно общаться. А навести на кого-то объектив - вообще самоубийство. Идеальный вариант - снимать через окно маршрутки или витрину магазина, украдкой.

Такой "исподтишковый" прием убивает двух зайцев. Кроме того что отпадает необходимость мучительного контакта с моделью, Савельев предвосхищает неизбежный эффект позирования: когда человек видит, что на него нацелились объективом - вольно или невольно "становится в позу". Перестает, то есть, вести себя естественно, а это - гибель для снимка. Если Кирилл это понимает, а он понимает - огламуривание, несмотря на мои опасения, ему вряд ли грозит. Как, впрочем, и крупный коммерческий успех, за которым парень точно не гонится.