03 мая 2024

Галерея "Нефта" показывает коллективное творчество воронежских и липецких художников // Берег

12.02.2014

О том, что февраль годится не только на "достать чернил и плакать", но и создавать "изобразительные" шедевры (равно как и любоваться ими), рассказывает выставка, открывшаяся в начале недели в художественной галерее "Нефта". Творчество известных воронежских художников, к которым примкнул липчанин Никита Старик (давно и надежно обживший нашу галерею), представлено в экспозиции, имя которой дал последний месяц зимы.

Без Бориса Леонидовича мы, однако, не обойдемся. Пастернак - как, может, никто другой - понимал и про "грохочущую слякоть", которая "слезами черными горит", и про "обугленные груши", и про "стихи навзрыд". Выставка в "Нефте" звучит в унисон великим строфам: все то же своеволие природы, день ото дня скатывающейся в капризное межсезонье - поэтичное, прекрасное в своей безобразности. Светит месяц

Итак - февраль. Наш, центральноВ­черноземный. Его, кроме упомянутого липецкого Старика, написали Максим Аникандров, Виктор Бойченко, Александр и Ирина Ворошилины, Александр Давыдов, Юрий Демьянов, Александр Ечеин, Владимир и Надежда Колесниковы, Виктор Мириленко, Александр и Татьяна Поплавские, Дмитрий Савинков, Константин Финаков. Конечно, эта "группа товарищей" в данном контексте не кажется принципиально "отфильтрованной", единственно возможной; в теории ряд авторов "февральской" выставки если и не стремится к бесконечности, то одним десятком явно не ограничивается. Певцов природы с воронежской пропиской - предостаточно. А уж зимний пейзаж - едва ли не песнь песней. Классика. Которая - уж так работают законы эволюции - всегда победит новацию. И что же преподает "академия" на сей раз?

"Вьюги да метели под февраль полетели; бегут по снегу, а следу нету… Месяц лютого голода, волчьих свадеб, налетов волков на деревни и маленькие города - с голодухи утаскивают собак, коз; залезают в овчарни по ночам… Снег из друга, сохраняющего тепло, для многих все больше теперь превращается в смертельного врага. Под его непосильной тяжестью ломаются ветви деревьев… Беда, когда после дневной оттепели ударит ночью мороз и покроет снег ледяной коркойВ­настом. Бейся тогда головой о ледяную крышу, пока солнышко не растопит наст! И мететВ­метет поземка, засыпает февральВ­дорогорушник санные путиВ­дороги... Последний месяц зиме погулять, она и ударила лютой стужей. Хоть и крепки еще в этом месяце морозы, да уж не те, что были среди зимы. Солнце все чаще выглядывает, уж начинает пригревать. И небо уж не мерзлое, белоВ­голубого зимнего цвета. Небо синеет день ото дня", - писал Виталий Бианки в "Лесной газете". Наши художники, выбрав эти слова развернутым эпиграфом к выставке, продублировали наблюдения писателя: кистью, краской, линией. А прежде всего - настроением.

Легким движением рук

Они, конечно, очень разные - авторы новой экспозиции в "Нефте". И февраль у них - разный тоже. Банально говорить - у каждого свой, но это так.

Очевидно, что эффектная и вместе с тем теплая керамика Ольги Гурьевой - интеллектуальные сюжеты, ассоциативная "подложка" - никак не плод быстрых поделок на скорую руку. Работы - продуманные, диалогичные, требующие не буквального толкования, но - соВ­чувствия (в данном случае читать как "сопереживание") автору. А вот прозрачные акварельки Александра Ечеина кажутся сделанными на одном - бунинском - дыхании. Но - именно кажутся: Александр - мастер скрупулезной "шлифовки" произведений.

Каждый в своем ключе работают и чистые, скажем так, традиционалисты. Если городской пейзаж Константина Финакова нарочито, на мой взгляд, опрощен, то картины Виктора Бойченко и Александра Ворошилина, выполненные в том же жанре и той же технике, выдают стремления авторов говорить несколько приподнятым живописным языком; оба приема - вполне себе в тренде. А вот Ирина Ворошилина способна, кажется, противостоять любой безнадеге: ну, февраль, ну, волчий месяц, но разве мешает он радоваться жизни? И художница - радуется, заряжая зрителя неистребимым позитивом: ее фантазийный батик - противоядие сезонной хандре, авитаминозу и прочим неприятностям концовки зимы.

Не ждет милости от природы и Ольга Лисицина: смастерила чудненький уютный светильник - и какая ж разница, метель на улице воет или дождь льет? Что мне снег, что мне зной… Дальше вы знаете.

Одним словом, "Нефта" легким движением рук художников превратила февраль в начало весны - и кто бы с ней спорил! Лично я - пас.