20 мая 2024

В зале на Кирова развернута выставка московских живописцев // Берег

20.03.2014

Однажды Ксения Николаевна Успенская - очень значительный, я считаю, художник, и не только по воронежским меркам - заметила: женщины - от природы лучшие колористы, чем мужчины. Утверждение, быть может, и небесспорное, но то, что в его пользу говорит живопись москвички Раисы Лебедевой - сомнений никаких.

С творчеством этого мастера - народного художника России, членаВ­корреспондента Российской академии художеств, профессора Суриковского института - знакомит зрителя выставочный зал на Кирова, 8. Правда, выставка под названием "Цвет и свет" - не персональная: помимо работ Раисы Ивановны, в экспозицию включены произведения (также живописные) ее мужа и дочери, Михаила Трункова и Екатерины Лебедевой. Поделиться восторгом

Семейственность, однако, не мешает каждому из авторов иметь собственное лицо - и это впечатляет не меньше, чем общий художественный уровень коллекции, прибывшей в Воронеж.

"Семья - главное в жизни, вот я и привезла ее с собой", - улыбалась московская гостья, находчивая в своем каждом, а не только художественном, высказывании. На церемонии открытия выставки она присутствовала лично. И оставила замечательное впечатление: этот человек настолько же скромен и обаятелен, насколько умен и талантлив.

По просьбе журналистов регалии Раиса Ивановна перечислила, но - с оговоркой: они еще никому не помогли писать лучше. И попросила ее не перехваливать: дескать, нет предела совершенству. Тем не менее, о живописи Раисы Лебедевой хочется говорить в превосходных степенях: это та вдумчивая, та изощренная, в хорошем смысле слова, "расшифровка" и "распасовка" цвета, которой владеют только художники от Бога. Она, собственно, и есть настоящая живопись. Живопись как чистое искусство; тот самый реализм, за который в последнее время выдают вовсе не его, ошельмованного кем ни попадя…

Реализм, по моему разумению - не перерисовка действительности один к одному; "чтобы было похоже" - это и вправду ни о чем. Реализм есть попадание в то чувственное, естественное, непосредственное состояние, которое рождается в человеке при контакте с окружением. Можно впасть в настоящий восторг от созерцания пейзажа - и передать этот восторг живописью, поделиться им со зрителем. Так, как умеет Раиса Лебедева. Которая фактом своего творчества доказывает состоятельность и неиссякаемость резервов классического, традиционного искусства.

Драматический градус

Творческая манера Михаила Трункова (монументалист, выпускник МВХПУ им. Строганова, ученик Сергея Герасимова) родственна лебедевской, мироощущения художников - тоже сходные. А вот Екатерина - несколько другая: она "посуше" родителей будет. Хотя - изобретательнее в сюжетах; тут, как говорится, на любителя. Что до меня - я, признаться, к сюжету равнодушна. Мне никогда не важно - "о чем". Ни в искусстве, ни в литературе. Важно - "как"; изобразительные средства, образность - сами по себе красота и, значит, смысл тире результат. А рациональная мысль нужна в газетных передовицах; на холстах или в нотах необходимость ее наличия сомнительна. Та же живопись - разве не мысль по своей естественной природе? Чего же, как говорится, боле?

Пиршество, просто роскошество красного цвета: густого, глубокого, многослойного, тягучего - всякого. Спелое бордо разломанного граната, срез нежной ветчины, пылающая рябиновая гроздь в соседстве с пурпурной драпировкой… Столько оттенков, полутонов, намеков и нюансов - и все это красное! ПоВ­разному красное.

То, что искусство Раисы Лебедевой подчеркнуто цветное, и цвет его светоносен, не мешает проявиться драматическому градусу, накалу, "навару" работ. Цвет художницы - не тот, который - поверхностная пестрота и лепота. Он тщательно "выужен" из палитры, выстроен, отработан с четким пониманием художественной задачи, чувством меры, баланса, такта и т.д. О чем говорилось на открытии выставки - в частности, воронежским художником Евгением Щегловым.

Ни прибавить, ни убавить

- Радостно, что выставка Раисы Ивановны оказалась встречей с чемВ­то забытым, хорошим, старым. Это попытка вернуться в золотую эпоху великой российской живописи, - отметил Щеглов. - Слава Богу, что есть среди нас носители великой живописной культуры, что я имел счастье работать с ними рядом.

Такое счастье не только Евгению выпало. Лебедева и Трунков принимали участие в работе академических пленэров "На родине И.Н.Крамского" - отсюда и связи с воронежскими художниками. Которые, что нечасто бывает, говорят об искусстве москвичей в унисон. "Обычно подойдешь на выставке к картине, видишь - она хороша, но, к примеру, передний план неплохо бы поправить. С работами наших московских коллег такого не происходит: все сделано грамотно и точно, ничего не хочется менять и добавлять", - выступил на открытии семейной выставки плакатист Алексей Смирнов, и товарищи по творческому цеху согласно закивали головами.

- Меня поражает, прежде всего, та цветовая деликатность, которую сейчас мы, к сожалению, теряем. Цвет Раисы Ивановны - самоценен и самозначим своей природной цветовой плазменностью, - проложил оценивать творчество Лебедевой Евгений Щеглов. И употребил выражение - "глубинная динамика статики". Очень меткая характеристика того, что присутствует на полотнах художницы, которая умеет насытить жизнью даже неодушевленный предмет. А директор художественного училища Сергей Гулевский подчеркнул: Лебедева и Трунков - из тех людей, которые способны создавать атмосферу.

Ощущение праздника

Сама Раиса Ивановна охотно делилась не только "пунктами" творческой биографии, но и тонкостями ремесла.

- Назвав выставку "Свет и цвет", вы, тем не менее, поместили в экспозицию много работ в темной, накаленной гамме - хочется всматриваться и всматриваться в глубину полотен. Почему столько темноты? Это что - любимые тона и краски?

- В общем, да. Тут момент чисто спекулятивный: темные краски красивее светлых. И ими легче работать.

- А еще они - загадочней.

- Загадочней, да. Вообще писать надо на пределе светлоты - это уже педагог во мне говорит, которого на студентах заклинило. Я же - как, в общем, и многие другие художники - просто люблю такие краски: темные, теплые, земляные. И почти постоянно ими пишу. Может, и даже скорее всего, надо меняться, но… Специально ведь не поменяешься. Если художник решит это сделать - ничего не получится.

- Накаленное искусство, особо привлекающее зрителей, создается как раз при помощи таких красок?

- Да, конечно. Когда краски пустоватые, белесые - это малоинтересно.

- Вопрос, для сегодняшнего Воронежа принципиальный: что такое реалистичное искусство? Вряд ли ведь под ним надо понимать передачу внешнего сходства с предметом, моделью и так далее?

- Ни в коем случае не надо! Реалистичное искусство - это воздушная среда. Это драгоценность красок, которые должны нести в себе ощущение праздника. Они не обязательно будут яркими - ничего подобного! Главное - глубина… Но, видите ли, такие работы - они всеВ­таки больше художникам понятны. И я склоняюсь к тому, что, наверное, для художников и надо работать - чтобы они оценили. Потому что зритель не всегда бывает подготовленным, ему часто нравятся вещи, скажем так, очень сделанные… И если возвращаться к объекту реалистичного искусства - я могу писать все, что угодно. Неважно - что. Важно - как; здорово можно написать любую малоинтересную тему, если художник умеет видеть красоту в обычных предметах.

Бальзам на душу, как вы понимаете…