06 мая 2024

Внимание, скутер на дороге!

25.04.2014

Как сообщили АИФАКС в ГУ МВД РФ по Тамбовской области - Каждое пятое дорожно-транспортное происшествие, зарегистрированное на дорогах Тамбовской области в прошлом году, произошло с участием водителей мототехники. Согласно предварительным статистическим данным, только за неполный апрель текущего года уже зарегистрировано 12 происшествий с участием водителей скутеров и два происшествия с участием мотоциклистов, в которых два человека погибли и 16 получили ранения. И что особенно печально, в большинстве своем это молодые люди в возрасте до 20 лет. С каждым погожим днём количество двухколёсной техники на городских улицах неуклонно растёт. Всё больше горожан может себе позволить мощный, дорогой мотоцикл и защитную экипировку. Рычание таких "монстров" если не пугает, то заставляет вздрагивать водителей автомобилей и принимать своевременные меры предосторожности при движение рядом в потоке. Обычно водители этих мотоциклов имеют водительское удостоверение не только категории "А", в связи с чем, они имеют представление о Правилах поведения на проезжей части и знают Правила дорожного движения

Другое дело водитель скутера или мопеда, который на своём мини транспорте мало заметен и просто не слышен на проезжей части дороги. За рулём скутера в основном сидят подростки и молодые люди, при этом в большинстве своём эти водители не имеют устойчивых навыков вождения, а их знания Правил дорожного движения, мягко говоря, далеки от идеальных.

До недавнего времени за руль скутера мог сесть любой человек, достигший шестнадцатилетнего возраста, при этом не надо было учиться в автошколе и сдавать на права в экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции. Вступившие с 8 апреля текущего года изменения в Правила дорожного движения существенно изменили порядок эксплуатации скутера или мопеда водителями данных транспортных средств. Кроме того, с 1 апреля согласно приказу МВД России N6 от 9 января 2014 года в водительских правах появилась новая категория "М", дающая право на управление мопедом и лёгкими квадрициклами. Согласно всем этим изменениям водитель скутера в соответствии с п.2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации обязан иметь при себе и передавать по требованию сотрудников полиции для проверки водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории. Необходимо отметить, что требование о наличии у водителей мопедов водительского удостоверения будет контролироваться сотрудниками ГИБДД при надзоре за дорожным движением только после вступления в силу примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств категории "М" и обучения по этим программам граждан, желающих получить водительское удостоверение соответствующей категории.

Согласно Правилам дорожного движения под определением "мопед" следует понимать - двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 километров в час, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. Управлять мопедом или скутером можно только по достижении 16-летнего возраста и ни днем раньше.

Водителям мопедов разрешено двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов. Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Согласно пункту 24.8. Правил дорожного движения водителям мопедов запрещается:

управлять мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;

перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;

перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;

поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

двигаться по дороге без застегнутого мотошлема.

Правилами запрещена буксировка мопедов. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости водителям мопедов, как и велосипедистам, рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

В соответствии с пунктом 19.5 ПДД РФ с целью обозначения движущегося транспортного средства на скутерах и мопедах при движении в светлое время суток, независимо от условий видимости, должен быть включён ближний свет фар. Правило это очень важное, т.к. позволяет водителям автомобилей заранее замечать движущийся скутер или мотоцикл. Поэтому, как только Вы удобно устроились на сиденье скутера и взялись за руль необходимо включить ближней свет фар.

Водителю скутера в обязательном порядке обязан использовать в процессе движения специальный шлем, который желательно должен быть яркой окраски, чтобы обратить на себя внимание на дороге.

Нарушения правил дорожного движения водителями скутеров и мопедов попадает под часть 2 статьи 12.29 КоАП РФ - нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения, - при это санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере 800 рублей.

Водителю категорически запрещено управлять скутером в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения. В случае, если лицо, управляющее скутером, совершило нарушение ПДД РФ в состоянии алкогольного опьянения, на него распространяется санкция части 3 ст. 12.29 КоАП РФ - при этом накладывается штраф в размере от 1000 до 1500 руб.

Особую тревогу вызывает бесконтрольная эксплуатация мопедов и мотоциклов детьми и подростками. Ребенок в силу его возрастных и психо-физических особенностей не способен как взрослый ориентироваться на дороге с интенсивным движением, анализировать дорожную обстановку, быстро и грамотно принимать решения при возникновении аварийных ситуаций, строго следовать правилам дорожного движения. При любом изменении дорожной обстановки и при отсутствии опыта и навыков вождения ребенок может растеряться. Об этом следует задуматься родителям перед тем как приобрести ребенку скутер. В случае малейших сомнений и во избежание трагедии следует отложить покупку этой "игрушки" на более поздний срок. Иначе Вы можете стать косвенными виновниками ДТП, рискуя здоровьем и даже жизнью своего ребенка со всеми вытекающими из этого последствиям

Родителям несовершеннолетних, приобретая для своего подростка скутер, НЕОБХОДИМО ПОНИМАТЬ следующее:

1. У подростков психофизические функции находятся в процессе становления, поэтому они не могут в полной мере ориентироваться в сложной дорожной обстановке, оценить дистанцию и скорость транспорта, вовремя совершить манёвр или уступить дорогу.

2. В этом возрасте у подростков проявляется так называемый подростковый максимализм - время, когда подросток стремится к испытанию своих возможностей, ему важно в этот период не уронить себя в глазах сверстников. Эти стремления реализуются в рискованном вождении, превышении безопасной скорости - всё это происходит на фоне недостаточного опыта вождения и полного отсутствия умения контролировать ситуацию.

3. Физические особенности: сравнительно малые размеры и вес ребёнка. Подросток вынужден прилагать определённые физические усилия, чтобы управлять скутером.

4. В случае дорожно-транспортного происшествия риск повреждения жизненно важных органов от удара элементами конструкции транспортного средства у детей значительно выше, чем у взрослых.

Помните, что в условиях дорожного движения лицо, управляющее скутером, - это наиболее уязвимая категория участников дорожного движения, и риск гибели или получения серьёзных травм максимален.

Уважаемые родители!

Доверяя своему ребёнку скутер (мопед), Вы берёте на себя дополнительную ответственность за жизнь и здоровье своего ребёнка и других людей!

За нарушение ПДД несовершеннолетними, ответственность несут их родители в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

БЕЗОПАСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СКУТЕРОМ И МОПЕДОМ

1. При старте с места и ускорении с небольшой скорости НЕ выкручивайте до отказа ручку газа во избежание подъема скутера на заднее колесо и опрокидывания. Особенно это опасно при старте в горку или со значительным грузом на багажнике.

2. Благодаря клиноременному вариатору разгон происходит при постоянной частоте вращения двигателя (близкой к оборотам максимальной мощности), поэтому скорость скутера обязательно следует контролировать по спидометру.

3. При торможении следует использовать и передний, и задний тормоз. При использовании только заднего тормоза возможно заваливание скутера на бок, только переднего - неуправляемый занос или переворот через руль.

4. Небольшой размер колес и короткая база делают скутер чувствительным к неровностям дороги и требуют определенной строгости в управлении.

5. Следует следить за высотой протектора шин и по мере необходимости заменять их. Езда на скутере с изношенным протектором колес крайне опасна.

6. При прохождении поворотов не следует сбрасывать газ в повороте во избежание выноса с дороги. Поворот следует проходить "внатяг", контролируя газ, или заблаговременно сбрасывать его. В противном случае при резком уменьшении частоты вращения центробежное сцепление не успевает отсоединить двигатель

7. При приближении к перекрестку или пешеходному переходу скорость необходимо снижать всегда, и тем больше, чем обзор хуже.

8. При движении всегда держите дистанцию не менее 10-15 м до автомобиля, идущего впереди. Помните, что водитель не замечает велосипедиста, скутериста, когда тот находится близко позади - слева или справа, или прямо позади автомобиля, в "мертвой", не просматриваемой водителем зоне.

9. Трамвайные и железнодорожные рельсы переезжать нужно исключительно под прямым углом на скорости не более 10 км/ч.

10. На светофоре не торопитесь срываться на желтый свет, внимательно посмотрите по сторонам перед началом движения.

11. На развязках следует не двусмысленно указать другим водителям направление своего движения, даже если Вы едете прямо.

12. Скутерист, едущий перед Вами, никогда Вас не видит! И при обгоне может случайно Вам воспрепятствовать. Предупредите его о своих намерениях сигналом.

13. Необходимо быть внимательным к автомобилям, выезжающим с примыкающих улиц, даже если движетесь по главной дороге, а также к пешеходам, которые могут начать переходить улицу неожиданно.