27 апреля 2024

Автоликбез - на "всякий" пожарный случай

14.05.2014

Пословица гласит, что не нужно зарекаться от сумы и от тюрьмы. Мы бы добавили в этот список пожар. Огонь - "вещь" предельно демократичная, которая не взирает на чины, сословия, богатство или статус. Так что беда может произойти с каждым. Сегодняшний разговор - о пожарах в автомобилях.

Согласно статистике, за год в России сгорает примерно 30 тыс. автомобилей, а Воронеж с недавних пор - в числе лидеров по выявленным случаям. Автомобили горят у нас каждую неделю, иногда это проходит тихо, без шумихи в СМИ, иногда пожары вызывают общественный резонанс. В преддверии очередного летнего сезона "Берег" исследует тему автомобильных пожаров. Загореться автомобиль может разными способами - из-за технической неисправности, при неосторожном обращении с огнем водителя или пассажиров либо в результате умышленного поджога. Если верить статистике, на последний вариант приходится всего 20% случаев, хотя они, конечно, самые громкие. Нужно сказать, что поджоги почти не классифицируются и не поддаются серьезному анализу. Это может быть месть, простое хулиганство или результат действий психически нездорового человека. Кстати, что касается той самой "знаменитой" прошлогодней серии поджогов в городе - полиция не только пока не нашла виновных, но и даже до конца не уверена в мотивах преступления. В целом поджоги автомобилей - сложные в расследовании, особенно когда речь заходит о неадекватных людях. Как от таких защититься? Разве что радикально - с помощью гаража или охраняемой стоянки. Но для многих это по разным причинам не вариант.

Причины самовозгораний понятнее и предсказуемее. В автомобиле два основных источника огня - топливо (бензин, солярка, газ) и электричество, собственно, главных причин тоже две - утечка топлива и короткое замыкание. Впрочем, известны и более интересные случаи, когда автомобили загорались из-за утечки масла. Потек сальник или сливная пробка, масло попало на выхлопную систему и загорелось, но это все-таки исключения. В любом случае, если следить за техническим состоянием автомобиля, то риск возгорания можно если не исключить совсем, то существенно уменьшить.

Впрочем, часто в дело вмешиваются дополнительные факторы. Например, тополиный пух, забивший решетку радиатора, или сухая осенняя листва, скопившаяся под капотом, или даже одеяла, которыми автовладельцы любят укрывать на зиму двигатели.

Человеческий фактор: курение и любое обращение с огнем может привести к пожару, так что не стоит несерьезно относиться к этой проблеме. Известны случаи, которые могли бы стать анекдотами, если бы не были столь грустными. Например, когда автомобиль загорелся из-за лака для ногтей, пролитого в прикуриватель…

Последствия

С точки зрения потери имущества для владельца автомобиля причина пожара вторична - машина все равно сгорела. Но вот юридически разница есть. Ведь поджог - это уголовное преступление, а значит должно возбуждаться дело и вестись расследование, со всеми вытекающими для владельца последствиями типа дачи показаний и общением с полицейскими.

Принципиально важной оказывается причина пожара для тех, у кого автомобиль застрахован по КАСКО. Получить компенсацию можно только в случае умышленного поджога, ущерб от технических неисправностей страховка не покрывает. Этот факт "стимулирует" пострадавших инсценировать поджоги даже в тех случаях, когда умысла не было. К этому сложно относиться однозначно: с одной стороны незаконно, с другой - водителей можно понять. Ситуация может иметь и оборотную сторону - когда полиция не хочет заводить дело даже в случае очевидного поджога. Такие преступления плохо расследуются, а "висяки" никому не нужны.

Впрочем, даже если поджог официально оформлен, то получить компенсацию по КАСКО удается далеко не всегда. Страховщики могут придраться к мелким нарушениям, так что нужно внимательно читать договор, чтобы не остаться без выплат.

Если пожар произошел из-за технической неисправности, то есть шанс получить компенсацию с производителя или дилера, который занимается обслуживанием, но тут очень много всяких нюансов. В любом случае, этот путь долог, тернист и наверняка потребует не одной дорогостоящей экспертизы.

Отметим еще такой момент, о котором многие погорельцы забывают: пожарных нужно вызывать в случае любого возгорания в автомобиле. Даже тогда, когда вы сами быстро справились с огнем, а ущерб оказался незначительным. В нашей стране сложно предугадать, какие документы и когда потребуются, а пожарные обязательно составят акт, который в любом случае будет нелишним.

Что делать

Правильное поведение при пожаре не изучают в автошколе (а если и изучают, то формально), у большинства водителей нет серьезного опыта борьбы с огнем, так что нередко возгорание приводит к панике и замешательству. На самом деле, если следовать правилам и рекомендациям, то можно сохранить себе жизнь и минимизировать потери имущества.

Первым делом в случае обнаружения возгорания нужно заглушить двигатель, остановиться, высадить всех пассажиров и самому покинуть автомобиль. Сделать это нужно как можно быстрее: пожар в авто - вещь непредсказуемая, а человеческая жизнь важнее всего.

Когда людям уже ничего не угрожает, нужно позвонить в единую службу спасения, которая вышлет пожарный расчет. И лишь после того, как пожарные вызваны, можно приступать к самостоятельному тушению. Начать стоит с обесточивания автомобиля. Если есть такая возможность, то нужно сбросить клеммы с аккумулятора.

По ПДД в любом автомобиле должен быть огнетушитель. Предположим, что он у вас есть и исправен. Даже в таком случае опрометью бросаться на тушение не стоит. По расчетам специалистов, порошковый огнетушитель, который используются в автомобилях, сможет помочь при возгорании площадью 0,1-0,3 кв.м. Если огнем объята вся машина, использование такого огнетушителя - что мертвому припарки. Но если пламя еще не распространилось, то можно попробовать.

В тушении есть свои хитрости и правила. Скажем, если горит под капотом, то не стоит его распахивать полностью. Достаточно немного приоткрыть, чтобы поместился огнетушитель. Если возгорание произошло в салоне, то зачастую самым эффективным способом оказывается не борьба с огнем, а плотное закупоривание всех окон и дверей. Доступ кислорода в салон прекращается и огонь гаснет сам. Если горит уже около топливного или газового бака, то самостоятельное тушение может быть небезопасным, автомобиль в любой момент может вспыхнуть сильнее. В таком случае лучше просто отойти подальше и ждать приезда пожарных.

После пожара тоже важно не упустить несколько моментов. Нужно у начальника пожарного караула получить акт о пожаре. Он оформляется в нескольких экземплярах и один из них должен достаться автовладельцу. Если есть подозрение о поджоге, нужно вызывать полицию. Кстати, в уголовном деле пожарно-техническая экспертиза бесплатная, но вот если владелец захочет подать в суд на производителя, то за такую экспертизу придется заплатить. Если специалисты признали факт поджога, то для получения компенсации по КАСКО обязательно потребуется взять у следователя постановление о возбуждении уголовного дела. Да и если даже страховки нет, лишней такая бумага, повторюсь, не будет.