29 апреля 2024

Как закон о защите прав потребителя охраняет наши кошельки

29.05.2014

Лето - традиционная пора ремонтов и сопутствующих им крупных покупок. И именно сейчас все громче раздаются голоса тех, кого при этом обманывают нечестные предприниматели. Закон, разумеется, всегда направлен на защиту потребителя. Вот только потребитель зачастую не в курсе того, что он, вообще говоря, защищен законодательно…

Как в очередной раз не стать жертвой чьей-то халатности или заведомой недобросовестности? Об этом "Берег" поговорил с председателем совета воронежской региональной общественной организации (ВРОО) "Центр защиты прав потребителей" Светланой Андреевой.

Жилье от пчеловода

- В суде сейчас находится одно "дачное" дело, - рассказывает Светлана Михайловна. - В Семилукском районе молодой человек и его мама заказали строительство загородного дома. За исполнение заказа взялся индивидуальный предприниматель. Дом возвели на пять месяцев позже назначенного срока, что уже является прямым нарушением договора. Дальше - больше: выяснилось, что при выполнении работ не были использованы те материалы, которые указаны в документации. Почти везде их заменили на дешевые аналоги. Размеры дома оказались меньше, чем те, что фигурировали при заказе. А окна не открывались вовсе. За такое "великолепие" заказчики заплатили порядка 2-х млн руб. И остались должны еще 50 тыс. Разница же в цене указанных и использованных материалов составила около 200 тыс.

После того, как исполнитель отказался произвести перерасчет, молодой человек обратился за помощью в нашу общественную организацию. Мы стали работать с этим исполнителем. И выяснили: да, он - реально действующий индивидуальный предприниматель. Вот только профиль его деятельности - пчеловодство и овощеводство! Теперь заказчики вообще сомневаются, что в таком доме можно проживать без риска для жизни. Назначена судебная экспертиза.

- Ситуация дикая. И ведь любой может "вляпаться" в нечто подобное!

- Да, но есть простые правила, позволяющие минимизировать риски. Обязательно нужно проверять, кого вы нанимаете на работу. Смотрите Интернет! Изучайте официальные источники. Требуйте документы. И меньше верьте сарафанному радио. Соседи соседям могут посоветовать любую гадость: мало ли у кого какой умысел. Обязательно берите расписку за каждую отданную копейку. Стесняться не надо! Это ваши деньги, часто потом и кровью добытые. Поэтому - никаких авансов и предоплат без официальных бумажек. Четко, внятно, в двух экземплярах составляйте договор. Следите за тем, чтобы его подписал непосредственно тот, у кого вы заказываете услугу. И поставил свою печать. Потому что если бумагу завизирует какой-нибудь представитель - замучаетесь потом доказывать, кто с кем связан. А здесь - конкретика: я, Иванов, заключил договор с Петровым и отдал такие-то деньги в счет авансового платежа. Петров обязуется за эту сумму исполнить то-то и то-то в обозначенный срок. Паспортные данные, ИНН, все регистрационные данные. Даты начала и окончания работ тоже должны быть четко отмечены. Ведь если что - вам положены пени, штрафы и неустойки. Когда несколько бригад берутся за смежные работы - договор должен заключаться с каждой из них. Если юридически исполнитель один, а он уже, в свою очередь, привлекает нескольких рабочих - тоже все это поэтапно должно быть отражено.

Разрешить противоречие полюбовно

- Потому что как раз по этим документам, в случае чего, компетентные инстанции будут вычислять ответчика и проверять сроки исполнения работ?

- Именно. У исполнителя за нарушение сроков наступает материальная ответственность. Он заплатит три процента от той суммы, которую заплатили вы за работу. И это только за день просрочки! На следующий день - еще три процента! Размер таких выплат ограничен только отданной вами суммой. То есть, если вы заплатили, к примеру, 90 тыс. - в качестве неустойки максимум получите те же 90 тыс. и не больше. Плюс моральный вред. И компенсация других убытков, возникших у вас в связи с просрочкой. Понятно?

- Вполне. Но ведь оно как начинается - "у меня форс-мажор, мне не привезли расходные материалы" и т.д. Масса причин, которые кажутся уважительными, а то и являются таковыми…

- Форс-мажорные обстоятельства оговорены законом. Ссылки на другие обстоятельства неправомерны. Закон допускает еще вот что: если видите, что человек - непрофессионал, вы вправе расторгнуть договор с ним. Потребовать возврата денег за некачественно выполненную работу и нанять другую организацию для устранения недостатков. Вы платите новой конторе и предъявляете чек старой, которая должна вам все компенсировать. Ведь проблемы возникли по ее вине. Договориться в досудебном порядке можно, но суд взыщет все, причитающееся вам, по закону. Не исполнитель диктует условия, а вы можете пойти на уступки, если хотите. Вы - хозяин положения в этой ситуации. Предприниматели, знаете ли, все жалуются, что их замучили внеплановыми проверками. А ведь эти проверки проводятся, исходя из жалоб населения! То есть, не нарушайте права потребителей - и вас никто не будет проверять.

- Если правила такие жесткие, почему бизнесмены позволяют себе настолько халатное отношение к работе? Вопрос ведь перетекает из моральной плоскости в материальную и напрямую бьет по их карману...

- Так и есть. Когда к нам поступает жалоба на хозяйствующий субъект, мы пытаемся разрешить вопрос как можно скорее. Вызываем обе стороны, выходим на ответчика, ведем с ним переговоры, разъясняем тонкости законодательства. С тем, чтобы люди мирным путем все решили, и не было бы кошмарных пеней и неустоек, которые появятся за период разбирательств. Да и суд требует времени. Ведь решение должно быть подготовленным, чем-то обоснованным. Нужны доказательства. 97 процентов виновников понимают, что не надо идти в суд и конфликтовать. И разрешают противоречия полюбовно.

Техника на грани

- Ну, с домами и дачами понятно. А со сложной бытовой техникой как дела обстоят? На мой взгляд, дела эти - архимутные: иногда даже неясно, сломана ли, вообще-то, вещь. И если - да, то по чьей вине?

- Возьмем автомобили - техника сложная весьма и весьма. Недавно у нас был случай с "Маздой" 2011 года выпуска. Три года прошло - машина уже не на гарантии. У нее что-то произошло с клапанами. Владелец иномарки обратился в авторизованный сервисный центр для устранения поломки. Вышел оттуда, проехал 15 километров - и двигатель "закипел". Вероятно, во время ремонта допустили какие-то ошибки. На работу же дали гарантию - четыре месяца. Казалось бы - иди и по горячим следам спрашивай за инцидент с "сервисников". Но они-то дали гарантию предметно на ту услугу, которую оказали - на починенные, то есть, клапана! А вот по поводу того, что следом вышло из строя - надо, опять-таки, проводить экспертизу и устанавливать причинно-следственные связи. Действительно ли повреждение возникло в результате ремонта? Если да - тогда сервисный центр обяжут устранять дефекты за свой счет. А возможно, это производственный дефект, проявившийся за пределами гарантийного срока. Тогда есть смысл обратиться к понятию "срок службы". Если он не установлен заводом-изготовителем, то это - десять лет. В течение которых ответственность за качество автомобиля несет непосредственно производитель.

- Как все непросто!

- Нет, довольно просто на самом деле. В случае обнаружения недостатков в товаре, покупатель обязан обратиться к продавцу. Потому что у него был заключен договор купли-продажи именно с продавцом. И тот не имеет права отказать! Он обязан принять товар и провести проверку качества в присутствии покупателя. То есть - хозяина по документам; хотя продавец и продолжает отвечать в течение двух лет за проданную вещь, это уже ваша собственность. Если торговец в ответ на вопросы по качеству проданного товара говорит "мы не специалисты" - это его проблемы.

Со склада - не надо!

- Два года - неизменный параметр для всех категорий товаров?

- Конечно, кроме продовольственных. Продавец отвечает за товар в течение установленного заводом-изготовителем гарантийного срока.

- Реальность такова, что часть техники, выставленная в наших торговых залах, изначально не работает. И не исключено, что не работала ни дня!

- Есть и такое, к сожалению. При покупке обязательно надо знать и помнить, что продажа товаров со склада, в заводской упаковке, запрещена. Продавец обязан распаковать, скажем, стиральную машинку, проверить ее, провести предпродажную подготовку и только после этого выставить в торговый зал. А потом, по просьбе покупателя, проверить еще раз - перед покупкой. Не просто на наличие царапин и внешних дефектов, а по функционалу. Но только по просьбе! Так что пользуйтесь своим правом. А не проверяют - отказывайтесь от покупки.

- Лишь на этом основании?

- Отказаться от исполнения договора купли-продажи вы можете в любой момент. Правда, покупатель в ряде случаев обязан возместить убытки, которые по его вине понес магазин. Например, если вы заказали холодильник по каталогу, вам его привезли, а потом он вам оказался не нужен, магазин вправе взять с вас деньги, потраченные на доставку невостребованного товара. Но при этом торговцы обязаны доказать фактические убытки. И, кстати, если покупатель понес убытки по вине продавца - они тоже подлежат возмещению (к примеру, купили некачественную "стиралку" - и затопили квартиру).

- С продавцами зачастую разговаривать сложно: очень уверенно врут в глаза. Явно превышают свои полномочия.

- Пишите претензию в двух экземплярах на имя руководителя организации. Как только дело доходит до руководителя - конфликты, как правило, разрешаются очень скоро. Продавец же пытается "втереть" товар всеми мыслимыми способами. Ведь в некоторых магазинах величина заработной платы этой категории сотрудников напрямую зависит от количества реализованного. А кому хочется терять деньги? Если и вам не хочется - помните, что у вас есть права. И защищайте их.