29 апреля 2024

Музыканты "АВИА" закрыли фестивальную программу Платоновского фестиваля

18.06.2014

Четвертый международный Платоновский фестиваль искусств завершился феерически - концертом легендарной советско-российской рок-группы "АВИА". Событие состоялось 15 июня в клубе "Barack O’mama".

Несмотря на легендарность коллектива, многие из пришедших, как выяснилось, до того вечера и не подозревали о существовании такового. А ведь когда-то прародители "АВИА", группа "Странные игры", была одной из топовых команд Ленинградского рок-клуба - наравне с "Кино", "Аквариумом" и "Алисой". Цирк, да и только

Известная американо-советская тусовщица Джоанна Стингрей даже выпустила за границей виниловый двойник "Red Wave", куда попали записи именно этих четырех коллективов. Впрочем, старожилы отмечают, что уже в те годы авангардистские ска-эксперименты "Странных игр", а впоследствии и "АВИА", были уделом гурманов и эстетов. В то время как музыка многих прочих вчерашних рок-подпольщиков активно становилась всенародно популярной.

В середине 90-х годов прошлого столетия "АВИА" прекратили свое существование. В ту пору разгула попсового сумасшествия сумасшествие более интеллектуальное осталось совершенно невостребованным.

Несколько лет назад концерты группы возобновились. Причем в коллектив вернулся и один из участников первого, "классического" состава - Антон Адасинский, сегодня уже более известный как руководитель российского-немецкого театра DEREVO. Антон, кстати, не забыл захватить в коллектив и своих актеров: они организуют на сцене перформансообразное нечто. Как и два десятка лет назад, концерты "АВИА" - не просто музыка, а целое представление. Причем, скорее, даже не театральное, а цирковое. Неизменной осталась и концепция соединения раннесоветского авангарда и передовых достижений рок-музыки 70-х-80-х годов. Минимальные изменения претерпело и звучание: это все тот же психоделический ска с бравурными припевами. Разве что к звукам клавиш Николая Гусева теперь изредка подмешиваются осторожные электронные "фишки".

Смытые грани

О "вечеринке в советском стиле" посетители воронежского концерта были, конечно, предупреждены. Но того, что советский стиль может выглядеть именно так - многие не ожидали. Равно как и того, что русский рок, оказывается, - не всегда нравоучительная нудятина. Он бывает и радостным, и стильным, и крайне непохожим на то, что делают коллеги по условному жанру.

Чем дальше шел концерт - тем старательнее музыканты с Адасинским во главе изображали из себя умалишенных. Конвульсии, припадки, укусы, безумные марши и шизоидные соло; непосвященным казалось, что на сцене происходит сеанс экзорцизма. Большинство же зрителей - прониклось: парочке самых активных "пожирателей искусства" Антон Адасинский даже пожал руки. И отдал им свою кружку пива, служившую реквизитом для одного из номеров. Надо сказать, что каждая сценка была продумана "от и до" и никаких несинхронностей там быть не могло - отсюда столь эффектная визуальная часть.

Артисты театра DEREVO, ставшие "Физкультурной группой имени 1000-летия Октября", шагали в ногу, салютовали и активно создавали атмосферу ударного труда. Музыканты же, корчась в экстазе, то ли принципиально не замечали "октябрят", то ли, наоборот, дополняли все происходящее. Вообще иногда было сложно понять, где серьезная увлеченность предметом исследования переходит в стеб, а где - вновь становится серьезной. Грань смыли напрочь.

Несмотря на то, что шоу сделали на высшем уровне, звук оказался так себе. То ли потому, что не было живой бас-гитары, то ли звукач решил, что "и так сойдет", но при внешнем музыкальном многообразии саунд показался пресноватым. "Да ты что, - развеял мои сомнения сосед по танцпартеру. - Обычно тут все гораздо печальнее. Это - один из лучших концертов по звуку на этой площадке".

"АВИА" сыграли свои знаковые вещи разных лет. В том числе - суперхиты 80-х: "Я не люблю тебя", "Ночью в карауле", "Проснись и пой". Но не старьем единым жива группа: Адасинский заверил, что уже записан новый альбом - первый после воссоединения. На подходе, стало быть, новые гимны идиотизму.