07 мая 2024

Известные музыканты-электронщики выступили в Воронеже

26.06.2014

Программа фестиваля "Открыто!", проведенного силами Академии искусств в здании Мариинской гимназии, включала в себя концерт группы "Новые композиторы". Этот легендарный коллектив с тридцатилетней историей по праву считается одной из самых заслуженных команд отечественной электронной сцены.

Лидер "Новых композиторов" Валерий Алахов работал с Сергеем Курехиным, Питом Намлуком и Брайаном Ино. За рубежом Алахова знают как настоящего профессионала в области звуковых технологий. Но в России, к сожалению, музыкант малоизвестен. Клубный распорядок

Если разобраться - ничего удивительного в такой неосведомленности публики нет. "Новые композиторы" в последнее время выступают не очень часто. К тому же предлагают слушателю то, что в музыкальных магазинах продается под грифом "experimental". Ценителей разного рода экспериментов всегда было немного: большинству подавай то, что уже переиграно вдоль и поперек и знакомо до ломоты в позвоночнике.

Возможно, поэтому концерт гастролеров собрал значительно меньшую аудиторию по сравнению с той, на которую потенциально претендовал. Как-то не видно было "продвинутых электронщиков", которым, вообще говоря, стоило бы поинтересоваться истоками их любимых музык. Тем не менее, слушателей собралось достаточно - для того, чтобы событие имело место быть.

Алахов перед началом сета признался, что "эстрадный" формат выступлений для группы не вполне привычен. "Новые композиторы", как правило, выступают в клубах, а тут - сцена Мариинской гимназии (еще недавно бывшей Домом офицеров)! Правда, со временем организаторы "угадали": начало концерта пришлось на 10 вечера. Распорядок вполне клубный!

Группа отыграла концерт концептуальной электронной музыки с использованием гитары, рояля и редких этнических инструментов. Концептуальной - потому что музыканты решились на весьма смелый шаг: программу было решено делать с уклоном в патриотическую тематику. Не подчистую, конечно, то есть - не всю. Но заданный вектор прослеживался явно: звучала и "Темная ночь", и другие известнейшие песни из популярных советских фильмов.

Просто хорошо

Пытаться стилистически определить музыку "Новых композиторов" - дело неблагодарное. Это из серии "похоже на всех и ни на кого в частности". Коллектив выдал множество вроде бы избитых приемчиков - из разряда тех, что в ходу как у местных ди-джеев, так и у звезд мирового значения. На выходе получился почти что типичный лаунж, но с одной важной пометкой: класс музыкантов был заметен даже в таком "фоновом" формате.

Изысканные "сеточки" время от времени вплетал в общую музыкальную канву гитарист. Кое-где даже успевал спеть. Хотя вообще-то основные вокальные партии исполняла девушка. Эта деталь, женский вокал, придала музыке и без того явно неместного вкуса еще больше западного лоска.

Как полагается в клубе, народ ходил по залу - туда-сюда. Разве что не так активно. И, тем не менее, атмосфера мало напоминала строгий "академический" концерт. Что представляется очень правильным: искусство должно быть свободно. Зрительское кресло - не рабочее место. Впрочем, музыканты, бывает, из-за таких перемещений расстраиваются.

Ситуация вышла двоякая: несмотря на то, что коллектив - действительно не из последних, его можно было бы спокойно заменить на одного из многих западных коллег по цеху. Разве что та же "Темная ночь", скорее всего, не прозвучала бы. И всяких правильных слов, наверное, не было бы сказано - о том, в частности, что войны должны стать приметой прошлого, а не настоящего.

Музыкально "Новые композиторы" не поразили. Хотя и цели такой, скорее всего, не ставили. Ведь нередко в определенный момент эксперименты сводятся к формуле "сделай попроще, но получше". Здесь, видимо, реализовался именно такой сценарий. Как, кстати, и у многих прочих "мэтров", не утративших с годами чувство прекрасного.

Трудно оспаривать то, что сделать "просто хорошо" - не последний вариант. Ведь частенько в целенаправленной погоне за оригинальностью теряется качество. Включается искусственность - и искренность там уже не заночует.

"Новые композиторы" же продемонстрировали пусть и несколько "усредненный", но все же очень добротный материал, действительно способный вызвать интерес широкой публики. Воронежский концерт - тому подтверждение.