05 мая 2024

Какие опасности подстерегают нас при покупке авто

02.10.2014

Пообщаться с председателем ВРОО "Центр защиты прав потребителей" Светланой Андреевой - задача весьма непростая. Каждые десять минут наш разговор со Светланой Михайловной прерывали звонки клиентов, а под дверью ее кабинета собралась натуральная очередь. А что еще остается обманутым покупателям? Где искать защиты?

Ругать российское законодательство - в порядке вещей. Но, как правило, законы составлены грамотно, а вот мы сами часто не знаем своих прав и оказываемся не в состоянии себя защитить. Тут-то и приходят на помощь специалисты. Кофе на миллион

Известно, что лучший способ справиться с неприятностями - не попадать в них. И на сей раз Светлана Андреева рассказала корреспонденту "Берега" об опасностях, которые могут ждать покупателей автомобилей. Давайте учиться на чужих ошибках.

- Уже немолодой житель Каширского района, водитель по специальности, решил приобрести легковой автомобиль, - начала Светлана Михайловна. - К решению его подтолкнуло смс-сообщение, в котором мужчине предлагали купить машину в кредит под 9,6 процентов годовых. Стоимость же рекламируемого нового автомобиля отечественного производства, "Лады", установили на уровне 310 тыс. руб.. Причем фирма указала в сообщении, что действует она в Москве. Ну, столица - так столица. Мужчина собрался - и поехал в Златоглавую.

- Прямо вот так сходу, не обговаривая по телефону никаких условий сделки?

- Да. Условия обговаривались на месте. И "обговорились" они так, что ко мне клиент пришел уже через два дня после покупки. Невменяемый. С трясущимися руками. Почему? Оказалось, что ему предложили модель не за 310 тыс. руб. (мол, она тоже есть в наличии, но лучше ее не покупать, себе дороже), а более современную - но уже за 350 тыс.. Потом "раскрутили" на установку дополнительных опций: сигнализации и прочего. Далее пошли "окучивать" клиента насчет страховки. Застраховали не только по КАСКО и ОСАГО - сюда же приплели страхование жизни. Не сходя с места. В итоге получилась сумма в 552 тыс. руб..

- И что, неужели мужчина оказался готов заплатить больше полумиллиона за отечественную "легковушку"?

- Да, он согласился! Правда, наличных денег-то у него все равно не оказалось. Поэтому ему тут же оформили кредит. На семь лет. В конечном счете клиент оказался должен банку 1 миллион 200 тыс. руб.. А процентная ставка составила 29,6 процентов вместо обещанных 9, 6… Кредит, к слову, предоставили от имени омского банка… И ПТС (паспорт транспортного средства - авт.) после заключения договора мужчина был обязан отдать в этот банк - до тех пор, пока не расплатится по кредиту. То есть, даже на таких драконовских условиях машина была, получается, как бы в собственности банка.

- Но как можно человека довести до того, что он окажется в состоянии подписать все, что угодно?

- Можно, как выясняется. Держали его весь день в конторе, поили чаем и кофе. Заговаривали зубы. Включали телевизор. Всячески создавали уютную, доверительную, комфортную атмосферу. Когда вечером магазин закрылся, мужчина увидел, что ему дали вообще не ту машину! Другой марки и не с теми опциями. Дальше - больше: мы начали разбираться в деталях - и выяснилось, что ПТС "опечатан" тремя фирмами! То бишь, машина хоть и новая, но уже успела "побывать" в руках там, там и там.

"Лада" как "Опель"

- Как, в конце концов, поступил покупатель? Просто уехал восвояси?

- Фирма провернула такую вот хитрость - совершила сделку в субботу. А на следующий день, в воскресение, у них был выходной. Все это время покупатель жил (!) в машине рядом с офисом. В понедельник же никого из "своих" продавцов на торговой точке мужчина не нашел. Опознал одного издалека, но тот быстренько "смылся". Вновь пришлые же, разумеется, пошли в глухой отказ: да, мол, покупали в нашем офисе, но не у меня, я ничего не знаю. Все, точка.

- И что же дальше?

- Дальше он вернулся в Воронеж, не решив своих проблем. Помимо феерического долга, покупатель "раскошелился" при оформлении кредита и на 50 тыс. руб. наличностью. В расписке ему написали, что эти полсотни тыс. приняты в счет оплаты покупки почему-то машины "Опель"…Нормально?

Мы обратились непосредственно к омскому банку, который установил залоговую стоимость нашей многострадальной "Лады" в 350 тыс. руб. - то есть, по ее фактической рыночной стоимости. 50 из них мужчина уже заплатил. На следующий день он занял деньги у родственников и полностью закрыл долг перед банком - перевел недостающие 300 тыс.. И договор тем самым оказался расторгнут. А от навязанного салоном договора по страхованию жизни он попросту отказался. Впрочем, на этом неприятности не кончились: мужчину же застраховали по КАСКО, но "бумажку" на руки не отдали. Просто записали в кредит дополнительной строкой - а что, сами понимаете, это дает юридически? Так что следите за руками продавцов… Один плюс: в квитанции на пресловутый "Опель" стояла правильная фамилия покупателя. И нам удалось "разрулить" ситуацию - после общения и с московской фирмой, и, повторюсь, с омским банком.

Возможно все

- Получается - многие проблемы от невнимательности покупателя? Ведь стоило только вдумчиво почитать договор…

- Да! Договоры читать нужно от и до, придираясь к каждому слову! Выбор у покупателя крайне ограничен: он может либо согласиться с условиями конкретного продавца, либо не согласиться. А менять эти условия он практически не в состоянии. Запомните, покупатель - юридически незащищенная сторона, но на его стороне выступает закон "О защите прав потребителей". К тому же, часто срабатывает банальное русское "хочу дешевле, а лучше даром". Как можно "клевать" на смс-сообщения с сомнительными предложениями? Поймите, производитель диктует цену на товар только своим официальным дилерам! Сторонние же автосалоны могут торговать чем угодно: мало ли, вдруг эта машина сделана в третью смену сонными механиками и выгнана с завода через черный ход? Возможно? Знайте: возможно все!

- Не исключена наверняка и такая ситуация, когда и "белые" дилеры "кидают" своих клиентов…

- Конечно. Сразу вспоминается случай. Мужчина решил приобрести автомобиль Daewoo Gentra. Заключил с одним из официальных воронежских дилеров договор, согласно которому машина и ПТС должны были быть переданы покупателю в течение 30 банковских дней. Однако условия договора нарушили: ПТС отдали значительно позже. Покупатель обратился к продавцу с претензией, в которой потребовал выплатить неустойку в размере 1 процента от стоимости автомобиля за каждый день просрочки (что предусмотрено законом). Человек-то пользоваться товаром в срок не смог! Однако законное требование в добровольном порядке удовлетворено не было. Наоборот, сотрудники фирмы начали угрожать тем, что вообще "закроют лавочку": мы, мол, тут скоро работать не будем - и тогда с нас взятки гладки...

Ничего, пойдем в суд. Там продавца обяжут заплатить неустойку, штраф и компенсировать покупателю моральный вред.

"Красочный" развод

- Почему вообще в салонах сложилась практика, при которой ПТС передается "потом", а не сразу, вместе с машиной?

- На то есть вполне прозаичные причины. В любом случае такой пункт договора должен насторожить покупателя. Скорее всего, деньги на приобретение у производителя этого авто были взяты у банка. По причине чего ПТС - у банка в залоге. Продав вам машину, продавец должен вернуть деньги банку, забрать у него ПТС и отдать вам. Но некоторые автосалоны этого не делают. С тем, чтобы выручку "пустить в дело" и купить на "свободные" деньги еще машин. Торговцы получат прибыль, а ваши интересы будут ущемлены. Да и банкам эта ситуация никаких выгод не обещает - бумажка у них лежит, и на этом все. За такие манипуляции продавец и несет ответственность в виде неустойки.

- И что, суд всегда в подобных ситуациях встает на сторону потребителя?

- Всегда. Потому что здесь права покупателей совершенно очевидно и грубо нарушаются. Другое дело, что продавцы нередко пытаются "юлить" и договариваться с клиентами в досудебном порядке. К примеру, один парень согласился на "бонус" от заведения - два бесплатных зимних колеса. А мог бы по суду получить 200 тыс. руб..

- Кроме "заигрываний" с документацией, какие еще "засады" могут ждать покупателя?

- Был интересный случай. Человек поехал, опять же, в Москву. Ему нужен был автомобиль определенного цвета: в Воронеже такую машину предложить не смогли. В столичном автосалоне мужчину продержали до вечера. В итоге - продали. Желаемый цвет, новое авто, все дела. Машину из Москвы в Воронеж покупатель гнал самостоятельно. Когда же пошел регистрироваться в ГИБДД, внимательный инспектор спросил: "А что это у тебя за краска посторонняя с краю"? Тут-то и стало ясно, откуда появился нужный цвет… Один слой краски просто наложили на другой. Но как это доказать? Перекрасить машину - дело двух часов, а у покупателя она пробыла три дня. Гнал в другой город сам. Где гарантия, что по дороге не влетел в столб и сам не перекрасил? В ПТС, однако, было отмечено, что автомобиль побывал в нескольких фирмах. Поскольку у нас работают люди с опытом, профессионалы, мы определили, что машина упала с небольшой высоты. Это - перевертыш! Повреждение авто получило при транспортировке. Позвонили в фирму-транспортировщик. Там сильно удивились нашим претензиям и сказали: "Ну, мы же и продали эту машину со скидкой, как поврежденную". Так что теперь салону не отвертеться: все доказательства недобросовестности коммерсантов - налицо.