28 апреля 2024

На днях ОСАГО значительно подорожало. К чему бы это?

16.10.2014

"Берег" уже не раз рассказывал о непростой ситуации, которая сложилась в системе ОСАГО. И страхование автогражданской ответственности продолжает оставаться одной из самых острых автомобильных тем.

Казалось бы, реформы должны были решить вопрос со страховкой, ведь формально все стороны получили что хотели, но напряженная ситуация на рынке не исчезла. Автомобилисты будут платить на 25-30% больше, но наверняка - получать все то же наплевательское отношение и занижение выплат со стороны страховщиков, а представители другого лагеря говорить, что предложенного повышения им мало и они все равно несут убытки.

В чем заключаются изменения, о которых мы говорим? С 1 октября 2014 года лимит страховой суммы по ОСАГО за вред, причиненный имуществу, составляет 400 тыс. руб. за каждое транспортное средство, пострадавшее в ДТП (то есть никакого суммарного ограничения, как это было раньше, нет). Впрочем, нужно оговориться, что это нововведение распространяется только на договоры, заключенные именно с этой даты. То есть по всем старым страховкам действуют и прежние лимиты. Также с 1 октября снижено максимально возможное значение износа: раньше это было 80%, а теперь 50% (а вот это правило действует на все полисы).

Тарифы тоже поменялись. Центробанк неожиданно долго тянул с их оглашением, еще какое-то время потребовалось на написание нужных бумаг - в итоге расценки на ОСАГО официально поднялись с 11 октября. Базовый тариф увеличен минимум на 23,2%, максимум - на 30%. Как и обещал ЦБ, теперь в тарифах ОСАГО применена "вилка", чтобы можно было вести конкурентную борьбу между разными СК. Базовый тариф был 1980 руб. После повышения он составляет: минимум - 2439 руб. 36 коп., максимум - 2574 руб. С одной стороны, тарифный коридор получился не слишком широким (около 135 руб.), но с другой стороны, базовая ставка несколько раз умножается на коэффициенты. И вот после этой процедуры разница может быть заметна. Всего удорожание ОСАГО должно составить те же 25-30% от сумм прошлого года.

Проиллюстрируем это конкретным примером. Возьмем водителя старше 22 лет со стажем вождения выше трех лет, который проживает в Воронеже и управляет автомобилем мощностью от 120 до 150 л.с. Рассчитывать на минимальную ставку в наших условиях наивно, лучше сразу ориентироваться на максимальную. Получится, что наш условный водитель должен заплатить за страховку 5765 руб. (не считая его индивидуальных бонусов за безаварийную езду). По старым ценам сумма страховки была бы 4435 руб. Для нашего абстрактного водителя повышение составило 1350 руб. Совсем немало.

Самое удивительное, что страховые компании такое повышение, похоже, не удовлетворяет. Во всяком случае, первые комментарии представителей сообщества говорят именно об этом. Особенно страховщики напирают на то, что тарифы выросли на 30%, а лимиты - на 300%. В таком разрезе и правда все выглядит ужасно, вот только представители страховых компаний забывают упомянуть, что средняя выплата сегодня равняется примерно 30-35 тыс. руб., а число клиентов, которые упираются в максимальный лимит в 120-160 тыс. руб., не превышает 5%. Значит, объем выплат увеличится не так уж и значительно, а вот сборы реально подрастут на 25-30%.

Еще страховщики сетуют на то, что никто не поменял региональные коэффициенты, а значит, в убыточных регионах (а Воронежская область к таковым и относится) ситуация все равно останется сложной. Впрочем, вилка базовых ставок как раз и создана для того, чтобы страховые компании могли сами регулировать размер базовой ставки в каждом конкретном регионе.

Так или иначе, тем, кто ждал, что с октября, когда повысятся тарифы, ситуация на рынке ОСАГО стабилизируется, нужно перестать тешить себя иллюзиями. Ведь страховые компании и сегодня неплохо наживаются на автомобилистах, навязывая страхование жизни и другие услуги, занижая компенсации и создавая искусственный дефицит бланков. Тарифное повышение заставит их придумывать новые отговорки, чтобы не работать как положено.

Не удивительно, что на автомобильных форумах все чаще проскакивает идея бойкотировать ОСАГО. Снятие номеров за езду без страховки отменили, остался только штраф в 500 руб. Тем, кто ездит немного, мол, платить штрафы может выйти даже дешевле, чем покупать страховку.

А это очень опасные мысли, ведь само по себе ОСАГО полезная вещь, примеры европейских стран тому подтверждение, вот только функционировать оно должно правильно, а не так, как у нас.