05 мая 2024

Галерея "ХЛАМ" представила совместную выставку двух молодых художниц

02.12.2014

Из принципиальных соображений поместила я в подзаголовок слово "молодые": Жанна Долгова и Надежда Синозерская, авторы выставки "писать, трогать", открывшейся на днях в воронежской галерее современного искусства, не скрывают, а, напротив, декларируют факт своего творческого поиска.

Пока этот поиск, на мой взгляд, ни к чему внятному, художественно или как-либо иначе обоснованному, не привел. Люди идут куда-то, вряд ли понимая, куда именно. А главное - зачем? Но, как ни крути, "дорога" и "молодость" - понятия не только не враждебные, но - почти родственные. Взросления без преодоления не бывает. Кусочек секса

Выставка представляет собой случайную - на мой, опять же, взгляд - подборку экспонатов: скульптура, видео, фотографии, рисунки, тексты. Значительная роль отводится антуражу: световому освещению (в одной из галерейных комнат это - радикальный красный цвет, заливающий ее "с ног до головы"), кабинкам для уединенных просмотров работающих мониторов и т.д. Прием - не столько женский, сколько девичий, если не детский; цель - усилить, акцентировать, педалировать внешними эффектами эстетическую "внутренность" - очевидна. Но самодостаточным произведениям, объединенным в цельную экспозицию, подобные подпорки-костыли вряд ли нужны - это аксиома. В нашем же случае видеоряд мог бы быть длиннее, мог бы - короче. Шире, уже, плотнее и пр. - иным, одним словом, относительно показанного. Экспонаты можно менять местами и замещать другими без труда и ущерба для смысла. Который все одно не улавливается (хотя при желании глубокомысленную тень на плетень наведет каждый, обладающий какой-никакой эрудицией и стремящийся выйти "из ряда вон" независимо от способа достижения результата). Конечно, сама по себе игра в нечто загадочное - а девушки явно увлечены именно ею - вполне себе подходящее занятие для ищущих и амбициозных. Что, собственно, и имеем.

На части снимков - авторы, облаченные в театральные костюмы: пианистка и искусствовед обсуждают некое культурное событие. Плоды их дискуссии запечатлел еще и диктофон: вот вам разговорная "художественная" проза той самой культурной жизни. Есть полка, на которой горками сложены фаланги дамских пальчиков в компании с домашней утварью; и то, и другое - глиняное, сохранившее в фактуре следы "гончара" и тактильные ощущения мастера. Рядом - столовый нож той же телесной "тональности"; типа, в одном ряду - окаменевшая плоть и орудия ее отсечения от тела. А как раз над полочкой - ролик, запечатлевший яростный массаж тела, теперь уже "живого". В пластических нюансах. Идея? Она, видимо, преследует задачу пробуждения в зрителе желания контакта с партнером. То есть - пробуждения сексуальности. Которая, мне кажется, в нормальном человеке и без подобных наворотов не дремлет. А кого они задевают - тому, боюсь, надо в учреждение не культуры, а здравоохранения. Избавляться от комплексов и т.п.

Во французской стороне

- Галерея "ХЛАМ" продолжает свою политику: я с удовольствием даю возможность высказываться молодым людям, в том числе молодым художникам, на разные темы, - прокомментировал факт появления выставки в "ХЛАМе" его директор Алексей Горбунов. - На мой взгляд, в основе этой выставки лежит требование уважения. Но, с другой стороны, это требование любого человека, независимо от его пола. И если говорить о том, что показано Надеждой и Жанной - мне кажется, тут сплошные тупики. Агрессивный феминизм они демонстрируют или, наоборот, мягкий, лингвистический? Тексты мне нравятся, есть фильмы хорошие, лаконичные. Но вот по поводу тактики... У меня лично она вызывает сомнения: женщина, мне кажется, более осмотрительна, чем понимается по просмотру выставки.

Сами девушки тоже не настаивают на однозначности трактовок своих творческих находок. Еще один признак молодости. А в нашем контексте - и личностной недозрелости тоже. И даже некой манерности: пусть, мол, посетитель поймет то, что поймет, а нам до этого дела нет. Пренебрежение к зрителю (а выставку даже посмотреть, в буквальном смысле слова, невозможно, ибо читать плотно набитые тексты, вглядываться в минималистичные линии рисунков и анализировать не всегда четкие коллажи - задачка не одного часа). Так что, хочешь или нет, концепцию придется "вывести" из пояснения Жанны Долговой, суть которого сводится к тому, что они с Надеждой рассматривают феминизм не с привычных позиций равенства прав мужчины и женщины. А из интереса к французского крылу феминизма 80-х годов. Это линия, больше связанная с философией и языком, предполагает исследования, которые так или иначе крутятся вокруг тела, мышления, психологии. Проведя эту линию в "ХЛАМе", художницы обрели пространство для своего "лепета и бормотания".

Буква протеста

"Бормотательный" аспект, на мой взгляд, заслуживает большего внимания, чем все прочие (в первую очередь - мировоззренческий; он самый шаткий). "Писать" у той же Жанны Долговой получается выразительнее, чем "трогать". Вот выдержка из ее "Женской речи": "…Это было событие краха моей речи перед лицом того, у кого есть права. Я оказалась исключенной из разговора неизвестно как, меня отключили от коммуникации, потому что я портила речь, затрудняла, нарушала, моя речь перешла черту и стала неразличимой. Это было клокотание и больше ничего. Но я сохраняла возможность писать, я могла написать, зачарованная отказом, исключением, отключением. Я вдруг явилась и не переставала являться вновь. Невидимая работа обрела плотность, печать. Это творение - мой труд и моя красота, мой голос сквозь чужой дискурс. Я проскользнула в щель, и след этого происшествия стал моей речью". Не без той же манерности, но и - не без искренности; феминизм как он есть, не иначе. Из той же оперы - строчная буква в названии выставки вместо заглавной; прием, видимо, символизирует протест против возвышения кого-то над кем-то.

Мнения на счет увиденного звучали самые разные. Иные весьма настойчиво указывали на значительность происходящего.

- Проект является результатом интенсивного диалога художниц вокруг вопросов "что такое женское", "как оно переживается и выговаривается, производится и репрезентируется", "как избежать ловушек и обнаружить пространство для собственного свободного поиска"? - написал в релизе художник Илья Долгов. - Напряженность вопросов проявляется в разных способах подхода к их решению: выскальзывание из языковых барьеров в простые и самоочевидные, почти повседневные действия, поиск чистого и правдивого опыта или наоборот, столкновение, противопоставление выработанному веками мужскому языку языка женского, феминистского, создаваемого только сейчас.

Смелый поступок

- В результате выставка становится сложным переплетением прямой речи художниц, игры в персонажей, теоретических поисков и жизненных действий. Видео, тексты, объекты, фото, рисунки - в данном случае это не автономные произведения искусства, но шаги в азартном поиске собственной идентичности, - заключает Долгов. И явно опасается негатива со стороны непонимающих, заведомо обороняя коллег и единомышленниц.

- Я пытаюсь представить выставку "писать, трогать" в воронежском контексте, среди воронежских зрителей, прессы, и прихожу в некоторый тупик, - оговаривается Илья. - Тема, которую изучают художницы, опасна, как ядерные взаимодействия. Очень тяжело разорвать, но если удалось - энергия высвобождается колоссальная. Так и с женским опытом, сущностью женского. Все ответы по этому поводу давно даны: биологией, языком, экономикой. Наше общество как огня боится проблемных тем, не подразумевающих утешительного финала. Пол, гендер, тело, сексуальность - как раз из этой сферы. Это сложнее и опаснее, чем просто современное искусство. Могу только сказать, что если погрузиться в выставку, ее речь, ритм, интонации, довериться ее оптике, можно вслед за художницами увидеть отблеск колоссальной энергии и жизненной свободы, обитающей по ту сторону привычного (и для меня как мужчины) "естественного" хода вещей.

Сделать такую выставку в Воронеже - смелый поступок, выходящий за пределы поведения добропорядочного молодого художника. В нем есть страсть к жизни, а не только стремление совершать правильные ходы.