06 мая 2024

Валерий Гаркалин: "К сожалению, Запад не загнивает!"

17.12.2014

Великолепный спектакль привезли в Воронеж блистательные актеры Елена Яковлева, Владимир Панков и Валерий Гаркалин - на сцене Воронежского концертного зала они показали "Бумажный брак", поставленный по пьесе Ганы Слуцки "Сиделка".

Эта пьеса не единожды ставилась и в театрах, и в антрепризах, а в 2012 году по ней был снят фильм "Апельсиновый сок" с Ингеборгой Дапкунайте в главной роли. Сценарий изначально и писался для картины - ее мечтал снять режиссер Сергей Бодров. В одной из главных ролей, естественно, должен был появиться его сын - Сергей Бодров-младший. Новый Год на свежем воздухе

Трагическая гибель Бодрова-младшего не дала исполниться планам. Спустя несколько лет сценарий оказался востребованным - по нему и поставили "Бумажный брак". Каждый из приезжавших в Воронеж актеров - из когорты самых востребованных, увенчанных многочисленными театральными и кинематографическими призами.

Сюжет спектакля - далеко не банален. Главные герои - вернувшийся из Америки капризный миллионер (Гаркалин), который болеет или притворяется больным, ненавидящая и жалеющая его сиделка Даша (Яковлева) и молодой врач, мечтающий об Америке, откуда приехал его пациент (Панков). Где-то далеко есть другая жизнь, но эти трое нужны друг другу именно здесь, на условной вилле под Москвой…

В зале, несмотря на множество провальных в последнее время концертов и спектаклей (видимо, кризис сказывается), наблюдался стопроцентный аншлаг. Когда актеры вышли на поклон - зал встал и стоя провожал их аплодисментами. В конце, правда, приключился курьез - один из зрителей выскочил на сцену и принялся снимать себя на телефон на фоне раскланивающихся актеров. Елена Яковлева сначала опешила, а потом подыграла мужчине, помахав ручкой в объектив.

Перед спектаклем удалось пообщаться с Валерием Гаркалиным. Валерий Борисович рассказал, что сейчас занят подыскиванием новогодних подарков близким. Что уже приглядел какие-то вещи, а в ближайшее время "прощупает ситуацию" - что хотят получить они. И сделает выбор. А также поведал, что недавно прикупил хороший участок под Москвой, и планирует вместе с семьей отметить там Новый год. "Участок обошелся совсем недорого, и какой там чистый воздух, какая красота! Вокруг лес, даже на участке растут ели. Сейчас с двухлетним внуком выбираем, какую будем наряжать. Мы и дом-то купили из-за него. Недавно он перенес сильную инфекцию, еле выкарабкался. Хотим, чтобы мальчонка побольше находился на свежем воздухе…"

Свобода по-английски

- Валерий Борисович, ваша дочь Ника - театральный продюсер. Она задействует вас в своих спектаклях?

- А как же! Володя Панков - один из ведущих режиссеров театральной Москвы. У него есть своя студия SounDrama, и недавно он выпустил спектакль "Война", исполнительным продюсером которого была моя дочь. Это совместная работа Эдинбургского фестиваля и Фестиваля имени Чехова, я там играю одну из главных ролей… Спектакли о войне актуальны не только сейчас, в сложившейся ситуации; история человечества - это история войн. В истории моего государства было две мировые войны, а уж сколько гражданских, локальных… Сейчас - война в Украине. Так что спектакль будет всегда актуальным.

-Недавно вы со спектаклем "Как вам это нравится" ездили в Лондон. Как вас там встречали? А то Валерия рассказывала, что ее концерт в Лондоне жестко пикетировали, ставили всяческие препоны…

- Надо спросить у Валерии, почему к ней там так относятся. Ко мне в Англии относились очень хорошо, да и спектакль пользовался успехом - были переаншлаги. Никакого давления, санкций я не испытывал. Видимо, это наши политики заинтересованы в трудностях взаимоотношений с Западом, а мое мнение таково: надо уметь дружить, что бы ни происходило. Во все времена между странами была торговля, все обменивались товарами. И почему сейчас все надо разорить, на Западе не понимают.

- Английская публика отличается от русской?

- Очень. Во-первых, в Англии высокая театральная культура. История российского театра тоже имеет достойные и великие страницы, но английский театр по своей значимости и месту в истории театра вообще, имеет самую высокую планку. Он очень продвинут. Неслучайно там работали величайшие драматурги. Тот же Шекспир, который родился в Стратфорде-на-Эйвоне. У них не было этой революции, запретов, железного занавеса. Они жили свободно, ставили что хотели и как хотели. Поэтому там родился и театр абсурда, и пьесы новой волны, и драматургия реализма, и эксцентрическая драматургия. Они работали в разных эстетиках и сейчас продолжают разнообразно существовать в сценическом искусстве.

- Говорят, что английская публика реагирует как-то по-особенному…

- Это действительно так. Они любое театральное зрелище воспринимают как дети. Плачут, если грустно, безудержно хохочут, если смешно. А еще у них нет такого понятия, как гардероб - зрители сидят на спектаклях в верхней одежде.

- Слышала, что современный английский театр переживает упадок…

- В Лондоне я посещал, в основном, мюзиклы, потому что в ГИТИСе, где преподаю, воспитываю будущих артистов именно мюзикла. Мне этот жанр близок. И никакого упадка на Западе я не заметил. Может, кто-то хочет, чтобы Запад загнивал, хочет этого упадка, но на самом деле его нет. К сожалению, Запад не загнивает!