|
||
В Воронеже продолжается реализация программы помощи аутистам18.12.2014 Мир обеспокоен ростом числа детей, страдающим аутизмом. Россия здесь не исключение, только у нас эта проблема усугубляется катастрофической нехваткой необходимой информации, отсутствием условий для помощи "другим" людям и недооценкой всей серьезности проблемы со стороны общества. Уже два года в Воронежской области реализуется пилотная программа комплексной помощи людям, страдающим аутизмом. В этом году - начался второй ее этап, который получил название "Аутизм. Маршруты помощи". Деньги не решают все Специалисты признают, что проблемы аутизма не решить только с помощью спонсорских средств. "Необходимо изменить взгляд на аутизм у общества в целом и реконструировать специальные учреждения образования и здравоохранения, - поясняет Жанна Ушакова, координатор фонда помощи аутистам "Выход" в Воронежской области. - Пример. Мальчика отдали в детский сад, а через некоторое время родители обычных детей из группы пишут коллективное письмо директору детсада с требованием исключить этого ребенка. Но это прямое нарушение права ребенка на образование!" Ситуация в России осложняется еще и другими факторами. Так, например, рассказывает эксперт, в нашей стране даже диагноза "аутизм" отдельной строкой в классификации болезней - нет. А есть диагноз "ранний детский аутизм" (РДА), который как только ребенку исполняется 18 лет, меняют на шизофрению. Такая практика существует только в России. По уровню помощи людям, страдающим аутизмом, Россия отстает от западных стран лет на двадцать. Взять, к примеру, наш регион. Да, в Воронеже есть реабилитационный центр "Парус Надежды", есть хорошие программы и специалисты, знающие об этой проблеме не понаслышке. "Но, увы, - признает Жанна Ушакова, - центр переполнен, в нем находится порядка восьмидесяти ребят. Получить же реабилитационные мероприятия нужно гораздо большему количеству детей". К слову, в Воронежской области примерно тремстам человек поставлен диагноз РДА, на самом деле, уверена эксперт, таких людей гораздо больше. Не скоро дело делается… Министерство здравоохранения РФ все-таки готовится вынести диагноз "аутизм" в отдельную строку классификации. Вслед за этим должна появиться и официальная система поддержки людей с этим диагнозом. Помочь государству выстроить эту систему - и есть главная задача общественных и благотворительных организаций. У нас в регионе из таковых действует фонд "Выход" и РОО "Искра надежды". Изменения уже коснулись и нашей области. Как говорит Жанна Ушакова, уже достижение - реализация специальной программы. В этой программе, по словам эксперта, задействованы три ведомства, в ней родители признаются заказчиками, и она направлена на то, чтобы дети, страдающие РДА, учились в школах, посещали детские сады, а впоследствии могли жить самостоятельной и полноценной жизнью, вовремя получая помощь. Учреждения образования, уверена специалист, дети-аутисты могут посещать либо в общем режиме, либо - с сопровождением. Кстати, в процессе обучения таких ребят у нас также есть практические наработки. Так, в Воронеже на базе школы N31 создан ресурсный класс, в котором детям помогают сопровождающие лица. А также сформирован ресурсный центр со штатом специалистов в области аутизма. Сотрудники центра вполне могут работать и "на выезд". Однако это - лишь начало. Опыт других стран показывает, что процесс создания системы помощи людям с расстройствами аутистического спектра занимает от 10 до 20 лет. Возможно, у нас он и пройдет быстрее. "А пока многочисленные примеры из практики показывают, что в школах и детских садах, "других детей" принимают не очень-то охотно - и педагоги, и родители, и обычные ученики", - утверждает Жанна Ушакова. Ирина КОСТЕНКО ТЕМ ВРЕМЕНЕМ На одном языке Программа помощи людям, страдающим аутизмом, также предполагает обмен опытом со специалистами из-за рубежа. В минувший вторник в Воронеже побывали сразу три исследователя из США. - В последнее время количество детей, страдающих аутизмом, стало в разы больше, - говорит заместитель директора по исследованиям общественного здравоохранения Autism Speaks Эми Дэниэлс. - Это явление может быть связано именно с тем, что врачи, педагоги и сами родители начали чаще выявлять это заболевание. Как правило, на один населенный пункт приходится один процент детей с аутизмом. И в условиях, когда особенных детей становится все больше, просто необходимо учиться общаться с ними на одном языке. - Люди с расстройством ума представляют довольно большой спектр категорий, - говорит профессор психологии в Центре детских исследований ельского университета Елена Григоренко. - Есть так называемые общепринятые критерии "нормальности", исходя из которых мы и определяем людей с отклонениями, в том числе и аутистическими. Но это не значит, что с ними невозможно найти общий язык. Необходимо понимать, что иногда нужно подстроиться под собеседника, который видит мир иначе. Ольга КОЗЛОВА |
||
© 2024 Агентство информации ФАКС (AiFAX) - Новости Воронежа и Черноземья Все права защищены |