29 апреля 2024

В Воронеже издана книга об архитектуре старого и нового города

25.02.2015

Коренной воронежец без труда перечислит вещи, которых много не бывает: все, что связано с историей города и ее атрибутикой - в авангарде этого перечня. А уж книги, посвященные городским реалиям - в вечном дефиците; это ж не облегченное чтиво, на котором "навариваются" коммерсанты известного пошиба, в силу чего бесперебойно его штампуют.

Серьезная литература в серьезном исполнении; это - выбор и принцип работы воронежского издательства "Центр духовного возрождения Черноземного края". На излете прошлого года там вышла книга "Город через столетие. Век нынешний и век минувший". Издание, адресованное широкому кругу читателей, представляет Воронеж старый и Воронеж новый "в снимках и описаниях городской панорамы, конкретных улиц, домов, храмов…" С любовью и по науке

Начнем с того, что чисто внешне книга - выше всех похвал: самим обличьем дает понять, что город наш - красивый и интеллигентный, требующий деликатного подхода к своей истории. История и стала главным "персонажем" сборника; достаточно сказать, что документальный стиль оформления издатели предпочли художественному. Использованы, большей частью, фотографии и антикварные открытки, а не рисунки или репродукции художников. Случай ведь тот, когда только историческая правда - в тему, что и имеем; любая вольность тут - явно инородное тело.

"Любите ли вы Воронеж? - вопрошают издатели в предисловии. - Любите ли вы его так, как любили и любят этот старинный русский город авторы нашей книги? Осознанно, деятельно, с глубоким знанием его истории, желанием сохранить его архитектурный облик, сформированный веками, его культурную среду, которая создавалась духовными устремлениями многих и многих поколений…" Вот, собственно, посыл, благодаря которому появилась книга. И этот момент, однозначно ощущаемый читателем - эмоциональный - не менее значим, чем содержательный: то, что сделано с любовью и то, что без нее, пусть и строго "по науке" - две большие разницы, как говорят в Одессе.

Едва ли не самая главная ценность альбома, наряду с самим повествованием - возможность наглядного сопоставления городских достопримечательностей и пейзажей "старого и нового образца". На одной и той же странице даны виды города современного и того, которого больше нет. К примеру, на открытке конца XIX века показан Городской сад, позже переименованный в Первомайский. А ниже - Благовещенский собор, построенный на этой территории уже на нашей памяти.

На контрасте

Сколько ни встречала в краеведческой литературе "картинок" старого города, на которых в последнее время мода - все время хотелось именно такого контраста, сопоставления того, что было, с тем, что стало. Умозрительно путешествовать по ушедшему Воронежу - не каждому по плечу: надо знать наперечет, какая улица пришла на смену той или иной, что для большинства нынешних воронежцев проблематично. Книга же избавляет от таких затруднений: достаточно верить своим глазам, чтобы уловить живую связь между прошлым и настоящим.

"Когда было лучше: сто лет назад или сейчас?", - вопрошает автор главы под названием "Воронежская панорама". И советует: "Не стоит делать такие выводы по парным снимкам видов города… Вырисовывается другая интереснейшая картина: что незыблемо стоит веками, а что неузнаваемо изменилось?" В числе "незыблемостей" - сохранившиеся, хотя и далеко не в том объеме, которого хотелось бы, памятники федерального и регионального значения; таковых на территории города сегодня насчитывается 27 и 258 соответственно.

Остальные главы "специализируются" на конкретных городских объектах - улицах ("Память улиц"), отдельных домах ("Новая судьба старого дома"), православном зодчестве ("Храмы: вера и зодчество"). Здесь можно найти сведения не только о знаковых воронежских сооружениях, но и о куда менее "признанных" их собратьях. Причем - с четкой авторской оценкой информации.

Репринтный колорит

Показателен пример с Отделением Государственного банка, превратившимся по ходу истории в обычную пятиэтажку на Плехановской, некогда Большой Московской. В 1884 году местные банкиры приобрели особняк купцов Капканщиковых, перестроили под офис флигель. "Но в годы хрущевской критики "излишеств в архитектуре" пришлось обеднить проекты многих домов, - читаем на странице 188. - В результате на углу с улицей Кости Стрелюка на месте бывшего банка стоит невыразительный типовой дом N6".

Еще одним неоспоримым преимуществом издания следует считать наличие в нем художественно-исторического очерка "Старый Воронеж" Юрия Успенского, впервые опубликованного в 1922 году. Репринтное издание само по себе воспроизводит колорит, необходимый книге такого профиля. Но, кроме того, эта книга в книге самоценна как образец досконального описания воронежской старины.

"Древний деревянный Воронеж, от которого ничего не уцелело и который нельзя "потрогать руками", раскрыт сквозь призму художественной реконструкции, - характеризует повествование Успенского краевед Александр Акиньшин, написавший предисловие к репринту. - Следующие разделы обозначены хронологически и тематически: XVII век и Петровская эпоха, XVIII век и начало XIX века, где церковное зодчество отделено от гражданского…"

Надо ли уточнять, что как раз "в Успенском" есть и работы художников? Которым, по причине скудости технического оснащения "старины глубокой", роль летописцев была свойственна, как никому кроме? Сам Юрий Иванович сделал приписку к своему очерку: он в свое время вышел "с 21 репродукцией с картин, акварелей и фотографий в тексте и 2 листами чертежей". Спасибо издателям, что теперь это богатство - достояние воронежских читателей.