04 мая 2024

Волонтеры помогают детям из интернатов адаптироваться в обществе

26.02.2015

Жизнь воспитанников интернатов разделена на "до" и "после" выпуска. Сначала - все просто: накормят, оденут, подскажут, как поступить в сложной ситуации. "После" - ребята сталкиваются с жестокими реалиями повседневности, где нужно быть самостоятельными. Принимать решения, иметь соответствующие навыки поведения...

Участники волонтерского движения "Общие дети" убеждены: приучать детей даже к обычным бытовым действиям нужно еще во время пребывания их в социальных учреждениях. Этому волонтеры посвятили свой авторский проект "Социальный экзамен". Он открылся направлением "Мой дом". На этом этапе ребят из разных учреждений области учили готовить. Ну а поскольку стартовал "экзамен" во время Масленицы - то и тематика была соответствующая. А именно - приготовление блинов, блинчиков и оладий. Мастер-классы по кулинарии проводили шеф-повара кафе и ресторанов Воронежа, а также участники Ассоциации кулинаров и рестораторов Черноземья. И это не случайно.

"Уже на первоначальном этапе мы попытались, во-первых, научить ребят элементарно готовить. Во-вторых, продемонстрировали профессию повара. У этих ребят после окончания школы порой есть возможность освоить лишь те специальности, которые им предлагают в учебном заведении - в основном маляра, штукатура. А мы хотим показать - на самом деле выбор огромен", - объяснили нам волонтеры движения.

Прелести профессии и секреты приготовления традиционных русских блюд постигали воспитанники шести социальных учреждений области.

Корреспонденты "Берега" побывали в Землянской специальной школе-интернате. Мастера Ассоциации кулинаров и рестораторов Черноземья провели для ребят увлекательный мастер-класс по приготовлению блинчиков, оладий и самых невероятных, но вместе с тем простых кондитерских изделий. Помимо описания и демонстрации рецептов, мастера рассказывали, как процесс приготовления сделать интересным, незатратным по времени, расходу продуктов и денег. Так, например, остатки от начинки можно использовать в приготовлении других блюд, из одного и того же теста приготовить три варианта выпечки. А можно - "нарисовать", например, цветочек или кораблик.

Ребята завороженно смотрели на "волшебство" переворачивания блинов, превращений тонкой лепешки в пышные оладьи, следили за появлением причудливых рисунков из блинного теста при помощи кондитерских принадлежностей. Впрочем, дети в этот день сами стали причастными к кулинарным "чудесам": с удовольствием заворачивали начинки в блины, "рисовали" бабочек и рыбок…

По окончании мастер-класса многие ребята решили непременно стать поварами. Чему профессионалы своего дела были необычайно рады.

"Вообще нам изначально очень понравился проект - тем, что можно передать свои навыки детям. Разумеется, кроме прочего мы хотим заинтересовать ребят профессией, а в будущем, может, и вырастить настоящих мастеров!" - рассказал нам Дмитрий Выродов, основатель Ассоциации кулинаров и рестораторов Черноземья.

"Даже если ни один из воспитанников не станет поваром, - рассуждает директор Землянской школы-интерната Анжела Павликова, - полученные навыки обязательно пригодятся им в жизни".

В тему

Проект "Социальный экзамен" включает в себя такие направления, как "Скорая помощь" (посвящен безопасности жизнедеятельности и медицине), "Мой дом" (занятия по приготовлению пищи, выполнению мелкого домашнего ремонта, уборки), "Культура поведения", "Ваши деньги" (расход и экономия личных денег), "Права и обязанности выпускников", "ПрофВ­ориентация", "Учреждения".

Прямая речь

Ксения Пенькова, координатор проекта:

- Проблема постинтернатного сопровождения выпускников остро стоит во всех регионах. По разным данным, от 50 до 70% детей-сирот не могут сами социализироваться в обществе. У них недостаточно развиты навыки самообслуживания, они неграмотны в правовом отношении, не умеют организовать быт, построить взаимоотношения с новыми людьми. Все это связано с особенностями воспитания в соцучреждениях, где налицо - скудность общения, однообразие жизненных ситуаций, ограниченность учебного процесса рамками общеобразовательной программы. Мы попытались построить проект с учетом всех этих особенностей. Тем не менее, прогнозировать результаты пока рано - слишком невелик в России опыт социальной адаптации этих детей.