29 апреля 2024

Две премьеры Камерного театра

27.02.2015

Сегодня на Малой сцене Камерного театра - премьера спектакля "Сокрытое в листве" Акутагавы, поставленного молодым режиссером, дипломником Российского университета театрального искусства Ильей Носоченко.

Илья также сочинил сценическую композицию, он же придумал пространство, костюмы, музыкальное оформление постановки. Которая изначально получалась необычной - и в Камерном пошли на смелый эксперимент. Большие и маленькие

- Эта постановка будет играться в двух абсолютно разных версиях, двумя разными составами артистов, - пояснил Илья на недавней пресс-конференции. - По сути, это два не связанных друг с другом спектакля, которые роднит лишь сюжет. Речь там идет о некоем трагическом происшествии в чаще, каждый герой представляет собственную версию событий. Текст Акутагавы - три противоречащих друг другу истории. Герои лгут, но - где именно? В поисках ответа на этот вопрос мы реконструировали текст, и в итоге возникла новая версия событий. Работая над ней, мы занимались исследованием эпохи, к которой относятся описанные Акутагавой события. Это 1053 год - совершенно другая цивилизация, совершенно другое понятие брака, другое понятие веры... Но наша цель - не историческая реконструкция. Мы попытались увидеть современного русского человека в зеркале другой культуры. В авторском тексте указан точный возраст персонажей - 19 и 26 лет. В Японии 11-го века считалось, что в 13 лет мужчина уже может обеспечивать семью, работать, жить активной жизнью. Если искать соответствия с современностью - героям должно быть за 30. Так и возникла идея двух составов: молодого и взрослого. Сначала не было мысли о том, что спектакли будут кардинально отличаться друг от друга. Но психология возрастов диктует свои законы: в результате получились две независимых постановки. При таком подходе яснее видна грань между ложью и истиной. Один и тот же текст, сказанный разновозрастными героями в одной и той же ситуации, может иметь совершенно разные смыслы. Вообще, для меня самым главным в работе было уловить природу лжи - где она, эта ложь? Кто врет? И почему люди врут? Можно ли без лжи прожить? Где грань между ложью-поэзией и ложью-грехом? Вокруг рассуждений на эти темы и построена работа.

Илью дополнил худрук театра Михаил Бычков, подчеркнувший: репертуар Малой сцены ориентирован на то, что это - площадка особых редкостей. И Акутагава сегодня - особая редкость и есть. Равно как и следующая премьера на Малой сцене, которая случится через несколько месяцев (репетиции начнутся в конце апреля).

- Это тоже будет чрезвычайная редкость, а для кого-то, возможно, открытие - произведение советского автора Ефима Зозули, - сообщил Михаил Владимирович. - Оно называется "Рассказ об Аке и человечестве". Так что нас в скором времени ждет интересная работа в постановке Дмитрия Егорова.

Синтетический жанр

Пока же - к "настоящему моменту". Завтра, 28 февраля, в Камерном - еще одна премьера. Это авторский театрально-музыкальный проект, воплотиться которому суждено на Большой сцене. Называется "Fragile /Хрупкое". Его придумала и осуществляет актриса Елена Лукиных в соавторстве с заведующим музыкальной частью, композитором Ярославом Борисовым, знакомом зрителю театра по работе в спектакле "День города".

- Это проект музыкальный, он состоит из песен на французском, английском и русском языках, - уточнила Елена Лукиных. - Эти песни - монологи актрисы, которая от композиции к композиции рассказывает историю, переживая разные состояния любви. От возвышенных до неприятных, доставляющих боль. Я всегда хотела петь, но возможности были небольшие. И вот получилось, что песни, которые мне нравятся, сложились в своеобразное драматическое действо. Наш проект не претендует на статус спектакля - это просто желание спеть очень хорошие, известные песни о любви, которые стали классикой, в необычных аранжировках Ярослава Борисова.

Ярослав и продолжил рассказ о "песенной" постановке.

- Отнести это действо к разряду авторского бенефиса актрисы никак нельзя, - считает он. - В спектакле участвует целый коллектив - еще шесть человек, помимо Елены; это полноценное музыкальное мероприятие. Но - не только музыкальное, потому что много разных искусств тут задействовано: видео-арт, пластика, драматическая постановка. Это и не театр в чистом виде, и не концерт, и не видео-инсталляция, а некий синтетический жанр.

Михаил Бычков представил и другие музыкальные перспективы: концерт, посвященный юбилею Великой Победы, и так называемые "Музыкальные понедельники". Понедельник - единственный выходной драматических артистов, и в этот день сценическое пространство отдадут музыкантам. Что же касается "драматических" планов - к концу марта готовится премьера "Бориса Годунова", эскиз которого показывали осенью в чистом сценическом пространстве, без костюмов и декораций. А на 30 апреля намечена премьера спектакля "Трамвай "Желание" Теннесси Уильямса в постановке режиссера Егора Равинского.