02 мая 2024

Почему так необходим надзор за личными подсобными хозяйствами?

09.04.2015

22 дела об административных правонарушениях возбудили сотрудники природоохранной прокуратуры по нарушениям, способствующим распространению африканской чумы свиней (АЧС). Все нарушения вскрыты на территории Нижнедевицкого, Репьевского, Семилукского и Хохольского муниципальных районов, где был установлен карантин по африканской чуме свиней.

Ранее сотрудники управления ветеринарии выявили здесь факты вывоза животных и продукции свиноводства за пределы угрожаемых зон, установили факты незаконного ввоза подкарантинной продукции. По ним и была проведена прокурорская проверка. Впрочем, ее результаты - лишь верхушка айсберга нарушений в области ветеринарии. Сами ветеринары признают: основное число таких фактов приходится на личные подсобные хозяйства (ЛПХ), которые сегодня являются совершенно неподконтрольными федеральной, региональной или муниципальной власти.

В поисках механизма

В Россельхознадзоре говорят: существующее законодательство, регулирующее деятельность ЛПХ, не прописывает никаких ограничений по их функционированию. Вместе с тем, отдельные хозяйства по численности поголовья вполне могут конкурировать со свинокомплексами. Для Воронежской области, может быть, это не столь характерно, но, например, в Ставропольском крае "подворье", на котором находится несколько сотен (а то и больше тысячи) свиней - отнюдь не редкость. Только, в отличие от свинокомплекса, который регулярно проверяют надзорные ведомства, вход к владельцу ЛПХ ревизорам заказан.

В то же время именно ЛПХ сегодня являются основной угрозой возникновения очагов африканской чумы свиней. В том числе и в Воронежской области. Причем совершенно неконтролируемой угрозой.

- Для того, чтобы иметь влияние на ЛПХ, у нас попросту не хватает нормативно-правовой базы, - говорит руководитель регионального управления ветеринарии Сергей Капустин. - Дабы исправить эту ситуацию, губернатор Алексей Гордеев написал письмо на имя министра сельского хозяйства с просьбой внести изменения в федеральное законодательство. Через депутатов Воронежской областной Думы мы вышли с законодательной инициативой в Госдуму с просьбой внести изменения в закон "О ветеринарии". Но пока, к сожалению, реальных механизмов влияния на ЛПХ у региональной и муниципальной властей не существует.

Дохрюкаться до учета

О каких механизмах ведется речь? Прежде всего, об установлении обязанности владельцев ЛПХ ставить на учет имеющихся у них животных и проводить с ними необходимые ветеринарные мероприятия. В конце прошлого года Алексей Гордеев предложил разработать алгоритм, позволяющий отказывать ЛПХ в компенсации за отчужденное поголовье в случае возникновения вспышки АЧС, если владельцы подворья заблаговременно не поставили своих свиней на учет. И это предложение нашло свое отражение в законодательной инициативе воронежских депутатов в Государственную Думу, направленной в российский парламент в конце февраля.

- Учет животных в похозяйственных книгах органов местного самоуправления позволит, в случае возникновения заболевания, выявить и быстрее ликвидировать очаг, - комментирует законопроект заместитель председателя комитета по аграрной политике Воронежской областной Думы Николай Гапоненко. - Подворья, которые добровольно внесут сведения, в случае вспышки заболевания и изъятия животных, получат компенсацию.

Впрочем, в самой облдуме довольно скептически относятся к возможности придания этому проекту статуса Федерального закона. Ведь за последние пять лет из 33 поданных в Госдуму предложений законом стало только одно из них.

- Ситуация тут проста, - комментируют корреспонденту "Берега" в аппарате Думы. - Если проект поддержит значительное количество регионов, то у него станет больше шансов быть принятым. Если всего несколько - он будет отклонен.

Кто может поддержать данный законопроект сегодня? Только субъекты федерации, которые в недавнем прошлом непосредственно столкнулись с африканской чумой. А их не так уж много. По данным управления ветеринарии Воронежской области, с начала января вспышки АЧС были зарегистрированы в 10 областях. Максимум еще столько же регионов из числа тех, где африканская чума регистрировалась ранее, также поддержат этот проект. Но для основного количества субъектов РФ свиноводство не является знаковой отраслью экономики, а АЧС - серьезной угрозой, поэтому ожидать от них поддержки в этом вопросе опрометчиво.

"Ущербные" компенсации

Вопрос компенсации за отчуждаемое свинопоголовье, который можно было бы решить принятием этого закона, например, для Воронежской области, весьма и весьма актуальный. Как пояснили корреспонденту "Берега" в региональном департаменте аграрной политики, только в 2013 г. владельцам ЛПХ возмещен ущерб, понесенный в результате отчуждения живых свиней и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очага АЧС, в размере свыше 62 млн руб. Еще без малого 6 млн руб. казна выделила личным подсобным хозяйствам в 2014 г. при ликвидации очага АЧС в Аннинском районе. И это - без учета средств, ежегодно направляемых из бюджетов различных уровней в качестве государственной поддержки владельцев подворий.

Но даже эти суммы - сущие копейки по сравнению с тем ущербом, который приносит африканская чума свиноводству в целом. Ущербом, во многом определяемым отсутствием контроля ЛПХ со стороны надзорных органов.

Под текст

Еще полгода

С 20 марта начался 30В­дневный отсчет для снятия карантина, объявленного в связи с недавней вспышкой африканской чумы свиней в Нижнедевицком районе. Карантин был объявлен во второй угрожаемой зоне, куда вошли территории Семилукского, Хохольского и Репьевского районов. Впрочем, в течение полугода после его снятия отсюда будет поВ­прежнему запрещен вывоз свиней и продуктов их убоя, не прошедших термическую обработку.

Субсидии на возмещение и компенсацию

ПО ИНФОРМАЦИИ департамента аграрной политики Воронежской области, основным видом государственной поддержки ЛПХ в рамках реализации мероприятий региональной госпрограммы "Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка" является предоставление им субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам и займам на развитие собственной деятельности. Данная субсидия предоставляется в размере 100% ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент заключения кредитного договора, но не более фактических затрат по уплате процентов.

В 2014 году указанная субсидия предоставлена 852 владельцам личных подворий на общую сумму 8,45 млн руб.

В целях предотвращения заноса и распространения вируса АЧС на территории области, а также для реализации мероприятий по переходу ЛПХ на производство продукции альтернативных свиноводству видов животных, в 2014 году в области предоставлялись субсидии за счет средств регионального бюджета владельцам подворий на компенсацию части затрат за приобретенное маточное поголовье крупного рогатого скота. Эту субсидию получили в 2014 году 147 граждан на общую сумму 5,4 млн руб.

Перечисленные меры государственной поддержки личных подсобных хозяйств населения осуществляются и в 2015 году.

Контекст

Сергей ДАНКВЕРТ, руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору:

- Личные подсобные хозяйства у нас выпали из числа объектов, проверяемых государством - такой ситуации нет ни в одной развитой стране. Почему выпали? Просто у нас было рвение показать излишнюю демократию в России. Показали - и в результате у нас нет законодательно прописанных рамок, в которых могут развиваться эти хозяйства. В ЛПХ даже никто не может зайти с проверкой - о каком контроле можно говорить!