29 апреля 2024

Воронежский галерист - о проблемах и возможностях современного искусства

09.04.2015

Не так давно галерея современного искусства "ХЛАМ" представила на зрительский суд выставку под симптоматичным названием "Воронежский паблик арт: "Незаметное ЛеГоГо".

О чем выставка? И зачем показывать ее широкому кругу зрителей? Всяк, увидевший предложенное зрелище, имеет право ответить на эти и им подобные вопросы сообразно собственным представлениям о прекрасном. Но, надеюсь, мнение директора галереи Алексея Горбунова будет интересным не мне одной… Вне замкнутых площадок

- Арт-группа "Незаметное ЛеГоГо" была создана в Воронеже в 2007 году Егором Астапченко и Евгением Игуменовым, - для начала напомнил Алексей Юрьевич. В - Основной сферой деятельности значилось проведение художественных акций в пустующих городских пространствах и создание короткометражных фильмов. Выставка же в "ХЛАМе" - не только знак внимания к странице истории современного искусства в Воронеже. Просто существует интерес к вспышкам свободного. Как это происходит? И почему вспышки часто гаснут, не превратившись в нечто большее?.. Так или иначе, художественные акции "Незаметного ЛеГоГо" в Воронеже - красноречивое напоминание о возможности существования свободного искусства вне квартир и замкнутых площадок. В городе, где паблик арт практически так и не возник.

- То есть вас интересуют сами поползновения: как из ничего возникает порыв к свободному?

- Да. Посмотрим на Егора Астапченко. 2004: неформальная музыка, участие в музыкальных группах. 2005: привычное течение учебного процесса российского художественного образования и вдруг - квартирник со слайдами, где нацарапаны тексты Хармса. С большим количеством полиэтилена. В присутствии на вечеринке будущего члена художественной группы "-ся" и будущего же оперного певца Кости Мошкина, художника Вани Горшкова. 2006: учебные плановые поездки в Москву - посещение общепринятых музеев. И вдруг, тут же, на экскурсии - самостоятельный прыжок в сторону: поход на выставку номинантов премии Кандинского. А в следующий раз - посещение первых выставок на Винзаводе.

Егор и его команда

- На первый взгляд - едва ли не обычный путь творческого юноши, обдумывающего житье…

- Да, теперь - тем же обычным путем - Евгений Игуменов. 2007: общие с Егором пристрастия в области музыки. У Егора рождается идея фильма и написания сценария, начинается совместная с Евгением работа. Ее результат - фильмы "Фильтр", "Обесценивание", "Последовательность", выходящие, начиная все с того же 2007-го, ежегодно. Дальше - художественные акции в городских пространствах, организовывать которые активно помогает Марина Демченко. Возникают произведения уличного искусства "Сложение единиц" в парке "Динамо", "Окраска оранжевым" на песчаном берегу водохранилища в районе моста, "Расстояние" на верхнем ярусе Северного моста.

- И что здесь интересного?

- Интересен вектор независимости и безрассудства. Интересно бескорыстное создание нового в городе, инстинктивный протест против банального во внешнем облике этого города. Важно отсутствие серьезности и всякого рода напыщенности по отношению к себе. И Евгений Игуменов, и Марина Демченко признают значение для себя тех двух лет, влияние на их личности Егора, заразительность его порывов, внимание к абсурдности мира.

В ожидании инопланетян

- Получается, именно на внимании к абсурдности настаивает выставка?

- Важны демонстрация и рассказы о проблесках свободы в искусстве городской среды. И здесь - те же самые вопросы: почему такие импульсы вязнут и улетучиваются?

- И почему же, по-вашему?

- Дело, конечно, не только во взрослении художников, возникновении у них семей. Дело в отсутствии запроса и желания горожан стряхнуть дремоту. Мы спим, и ответственные "комиссии" способствуют этому сну: утверждают установку в центре города фигур красивых белокурых десантников и тел различных знаменитостей. А не хотите ли "женщину, покачивающуюся на надувном матраце", "голову Льва Толстого"? И "лодочку-любовь" - группу скульптур-буйков, расположенных вдоль набережной на водной глади воронежского водохранилища, городскую достопримечательность под названием "Регата"? А большие, белые, относительно бесформенные "сахарные головы" на длинных тонких шестах на лужайке перед Рамонским замком? А условно-экспрессивный "трамвай-фантом" где-нибудь у Северного моста на фрагментах оставшихся рельсов - "фантом", напоминающий воронежцам об утраченном транспорте? А группу цветных разнокалиберных антенн на Машмете, образующих "Станцию приема НЛО" и означающих, что город к повторному прилету инопланетян готов?.. "Комиссии" скажут "нет" и сошлются, конечно, на народ. А ведь народ-то "искусство комиссий" терпит десятилетиями. И как поступает? Обходит улицы с изваяниями стороной или перестает замечать последние.

Следы фестивалей

- Ну, со временем привыкнуть можно ко всему, и к любой небывалости - тоже…

- Даже если и так, то почему, скажем, настолько унылы и бесперспективны воронежские фестивали уличного искусства? Может быть, в том числе и потому, что художественные работы и мероприятия утверждаются сложившейся группой людей - не только пожилых, но и, что удивительно, молодых? О чем эти люди себя спрашивают, утверждая то или иное творение? Они спрашивают - а что это символизирует? Несет ли духовность? И на стенах воронежских домов остаются следы таких фестивалей: охотничьи собаки, богатыри в шлемах и молодые люди, держащие путь в завтра. Символизирующие собак, богатырей и водителей... А Егор Астапченко в 2011 году предложил украсить длинные серые заборы индустриальных районов города изображениями бесконечно кувыркающегося стула. Что символизирует такой стул? Понятия не имею. Но предложение "рассматривали" не в Воронеже, и этот проект легко попал в знаменитую екатеринбургско-пермскую Программу паблик арт "Длинные истории" (на заборах), берущую начало на заре нулевых.

- Так о чем, если закольцевать наш разговор, обсуждаемая выставка в ХЛАМе?

- Это выставка-вопрос: можно ли удержать в себе импульс свободы? И научиться радоваться новому и свободному на улицах нашего города…