03 мая 2024

Почему фальсифицированные продукты попадают в бюджетные учреждения

23.04.2015

Общественное движение "Качество нашей жизни" недавно провело проверки продуктов питания, которые поступают на кухни детских садов, школ, больниц и других бюджетных учреждений города. Результаты получились тревожными: в 8 из 11 случаев анализы показали, что продукты так или иначе фальсифицированы.

Проверки в этой сфере проводят не только общественники, но и прокуратура, Роспотребнадзор, Контрольно-счетная палата, и почти всегда обнаруживаются серьезные нарушения. И ситуация лучше не становится, наоборот, повара, которые работают в бюджетных учреждениях, говорят, что год от года качество поставляемых продуктов становится только хуже. О том, почему воронежцев продолжают кормить продуктами сомнительного качества, и как эту ситуацию можно решить, корреспондент "Берега" поговорил с руководителем организации "Качество нашей жизни" Николаем Дегтяревым.

Невкусный день

- Николай Михайлович, вы давно занимаетесь темой изучения продуктов питания, которые поставляются для бюджетных организаций…

- Наибольшее опасение вызывают молочная и мясная продукции. Они чаще всего подвергаются фальсификации и представляют наибольшую опасность. Месяц назад мы провели проверки, и в некоторых случаях выяснилось, что кефир и молоко, которые поставлялись в два детских сада, изготавливались не из молока. В дом престарелых привозили сливочное масло, которое на самом деле изготавливалось не из молочных продуктов, а из веществ непонятного происхождения.

- Что конкретно вы понимаете под фальсификатом?

- К каждому продукту есть определенные технические требования по составу и сырью, которое применялось для изготовления. Если на упаковке написано "кефир", то он должен быть изготовлен из молока без добавления запрещенных веществ. У нас куча примеров, когда продукты питания производятся по обходным технологиям из совершенно "левого" сырья. Это не просто обман покупателей - это настоящее мошенничество, и таких производителей нужно привлекать к уголовной ответственности. Возьмем для примера сливочное масло. На рынок поступают продукты, которые изготовлены из пальмового масла, китового или говяжьего жира, а вкусовые качества и цвет обеспечиваются за счет добавок.

- Можно ли как-то влиять на таких производителей?

- Можно, но ситуация осложняется тем, что в бюджетные организации области поступает преимущественно привозная продукция. У поставщиков - регистрация в нашей области, но продукты они закупают чуть ли не по всей России. Им необходимо уложиться в определенный бюджет - вот и ищут, кто продаст дешевле, невзирая на качество.

У нас есть определенные меры воздействия на местных производителей. А когда речь идет о поставщике из другого региона - на него сложно повлиять силами общественной организации. Приведу пример. Есть "знаменитый" молочный комбинат в Саратовской области, который выпускает творог "Вкусный день" - он довольно широко представлен в воронежских торговых сетях. Наши анализы показали, что это фальсификат. Мы обратились в воронежское управление Роспотребнадзора. Но вместо того, чтобы запретить продажу некачественной продукции в Воронеже, они передали жалобу в саратовское отделение. Оттуда пришел ответ, что они провели проверку, но нарушений не нашли. И творог продолжают продавать в воронежских магазинах. Мы снова проводим проверку, выявляем несоответствие, опять обращаемся в региональный Роспотребнадзор и…так по кругу.

Главное - цена

- Но как такая продукция попадает в детские сады, школы и больницы?

- По моему мнению, корень проблемы - в системе государственных закупок, в которой главным приоритетом является цена. Какой поставщик сумел предложить наиболее выгодные финансовые условия, тот и победил. Вопрос качества - на втором месте. Поставщика никто не проверяет, ему достаточно предъявить только сертификаты соответствия, которые, что греха таить, нетрудно подделать.

Руководители бюджетных учреждений находятся в трудной ситуации. На выбор поставщика они повлиять не могут и вынуждены работать с теми, кто выиграл конкурс. Рычагов воздействия почти нет. Формально закон разрешает разорвать контракт с поставщиком, который работает с некачественной продукцией, но это очень сложная процедура, для которой нужно много документов. Кроме того, детей и пациентов нужно кормить каждый день, и директора опасаются переходного периода, в который можно остаться без продуктов. Мы проводим проверки в бюджетных структурах только по жалобам, и чаще всего жалуются не родители детей или пациенты больниц, а именно директора, заведующие или главврачи.

Поставщики же знают о такой ситуации и ведут себя соответствующим способом. Есть такая компания ООО "МЛК", которая активно работает на рынке поставок продуктов питания области. На нее очень много жалоб из детских садов, а пансионат для престарелых с ними даже судился, но они продолжают работать как ни в чем не бывало.

- Но кто-то должен же осуществлять реальный контроль?

- В теории - да, но на практике в Воронеже сегодня нет ни одной организации, в задачах которой находился бы контроль поставщиков в бюджетные учреждения. По идее, это должен делать Роспотребнадзор, но данная организация проводит проверки от случая к случаю, и ее в первую очередь интересуют ситуации, непосредственно угрожающие здоровью и жизни людей. А некачественные продукты "работают" медленно. Они подрывают здоровье постепенно, а потом, когда что-то заболит, на них никто и не подумает.

- С системой госзакупок можно что-то придумать?

- Есть регионы, в которых она удачно действует. Возьмем Казань и Москву. Там для организации поставок были созданы специальные муниципальные структуры, которые оборудованы собственной лабораторией, а обязательным условием для победителя аукциона является предоставление образцов продукции для анализа. У них проверки чуть ли не ежедневные и контроль очень строгий. Кроме того, в этих регионах проверяющие могут вести контроль самого производственного процесса, тогда как в Воронеже в прошлом году мы выявили десять компаний-фантомов, которые на бумаге вроде бы и существуют, но на самом деле о них никто не знает. Как их проверить?

Решением проблемы было бы создание организации, которая осуществляла бы контроль поступающих продуктов и несла бы за это реальную ответственность. Причем этой организации нужна своя база для анализов. Считается, что у нас в области десять лабораторий, которые могут проводить необходимые проверки, но мы недавно связались со всеми, и выяснилось, что только у двух есть необходимое оборудование, персонал и свободные мощности для проведения пищевых анализов.

Учиться выбирать

- А с продуктами в магазинах ситуация лучше? Тут нет конкурса, магазины могут продавать что хотят, а у покупателей есть выбор…

- С одной стороны, вы правы, но, с другой стороны магазины тоже ищут что подешевле, а у покупателей не очень высок уровень знаний в этой сфере. Мало кто умеет правильно выбирать качественные продукты. Так что обмана и тут хватает. Главное оружие потребителя - это информированность, поэтому на нашем сайте (http://качество-нашей - жизни.рф/otnalogovoy) мы постоянно вывешиваем результаты проверок с указанием названий компаний, которые продают и поставляют некачественные продукты. а также организуем потребительские конференции, на которых обучаем, как правильно выбрать тот или иной продукт. Конечно, в некоторых случаях без лабораторного анализа фальсификацию не определишь, но внимательное чтение упаковки и визуальный анализ тоже могут дать повод всерьез задуматься о качестве покупаемого продукта.

Беседовал Иван МАКАРОВ

Контекст

Главный санитарный врач области Игорь МЕХАНТЬЕВ:

- К сожалению, до сих пор есть лазейки для поставщиков фальсифицированных продуктов питания в организованные коллективы. Надеюсь, к концу года мы это явление искореним. У нас намечен план мероприятий, которому мы неукоснительно следуем. К примеру, сейчас проверяем поставщиков продуктов для лагерей, которые будут работать во времяВ  летней оздоровительной кампании. Кроме того, мы запросили у прокуратуры разрешение на проверку тех поставщиков, которые планируют заключение договоров непосредственно во время проведения этой кампании. Таким образом мы должны максимально обезопасить детей.

ПОД ТЕКСТ

Забыли про ГОСТ

Недавно Контрольно-счетная палата городского округа город Воронеж провела проверки закупок продуктов питания для нужд учреждений образования. Выявлены нарушения в части организации закупок. Так, например, в контрактах не были прописаны ГОСТы, что привело к поставке в ряд учреждений продуктов питания, признанных фальсифицированными. По итогам проверки документы направлены в Роспотребнадзор, прокуратуру, в которой отчитались, что объявлено 29 выговоров должностным лицам, отдельные были уволены.

Надо чаще, но меньше

Большинство жителей Воронежской области пьют недостаточно воды и едят, вопреки всем советам диетологов, только три раза в день. Об этом сообщило управление Роспотребнадзора по Воронежской области, опросившее в марте жителей региона.

Опрос среди респондентов населения трудоспособного возраста показал, что 76% опрошенных считают здоровым питанием перечень определенных полезных продуктов, чаще всего забывая о количестве пищи и режиме ее принятия. Остальные 24% и вовсе не имеют представления о здоровом питании. Свое питание смогли назвать здоровым только 39% воронежцев. Три раза в день принимают пищу 55% опрошенных, менее трех раз в день - 31% и более трех раз в день малыми порциями (что считается идеальным) - лишь 14%. Лишь 21% респондентов употребляет необходимое количество чистой воды в день (2-2,5 л в сутки). Остальные либо пьют мало, либо совсем не пьют воду, обходясь напитками и супами.