06 мая 2024

Воронежцам показывают живописные работы из собрания Ярославского художественного музея

23.04.2015

В выставочном зале Воронежского областного художественного музея им.И.Н.Крамского открыта выставка "За красной чертой", представляющая произведения русских живописцев первой половины XX века из собрания Ярославского художественного музея.

В небольшой, но очень показательной экспозиции - 40 живописных работ 1920-х - 1950-х годов, 22 из которых экспонируются впервые. Имена авторов - сама история; смотришь на подписи к картинам - и хочется протереть глаза: эти легенды периода стыка эпох - и в современном Воронеже?.. Политический момент

Зрителям предложены работы "голуборозовцев" Павла Кузнецова, Анатолия Арапова и Николая Ульянова, "бубнововалетовцев" Роберта Фалька, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Василия Рождественского, Александра Куприна, Александра Осьмеркина, "русских импрессионистов" Константина Коровина, Константина Юона, Аркадия Рылова, баталиста Николая Самокиша и других. Все перечисленные авторы имели успех и признание публики и критики, участвовали в крупных творческих объединениях и выставках начала XX века. Многие их работы стали хрестоматийными для истории русского искусства. А иные остались "в середнячках" (которых, к слову сказать, в экспозиции хватает). Причина? Банальная! Пресловутый "текущий момент" - политический…

Октябрьская революция 1917 года разделила на "до" и "после" жизнь не только страны. Она провела красную, а местами натурально кровавую черту под судьбами творческих людей, нередко круто изменив их. Понятно, не в один момент дело делалось: зрелые художники со сложившейся авторской манерой, собственным узнаваемым стилем, ставшим "фирменным", не только не хотели, но и не могли при всем желании за короткий срок кардинально поменять свое творческое кредо. Но… Против лома нет приема: пусть не сразу сказалось на русской живописи наступление новой эры социализма, но - сказалось! "Благодаря" чему творчество мастеров "прошлого", продолживших работать в советский период, известно широкому зрителю куда хуже.

Мнения разделились

Из истории мы знаем, что вопрос "художник и власть" в первые советские годы встал острее иных. Оставшись без частных заказов, в условиях "огосударствления" всех сторон жизни общества, деятели искусства должны были сделать непростой выбор: поддержать новую власть или не принимать ее. Мнения, как водится, разделились. Кто-то радостно приветствовал наступившие перемены, создавая произведения явно политической направленности, выполняя идеологический заказ государства - живописал производственные пейзажи и иже с ними. Другие спешно уезжали в эмиграцию. А третьи пытались переквалифицироваться в многостаночники: уходили от активной выставочной деятельности и искали себя в театре, кинематографе, педагогике, музейном деле, оставив занятия станковой живописью исключительно как хобби.

Многие художники со временем приспособились к диктату государства: ему в угоду создавали "идеологически выверенные" картины, а для себя, узкого круга друзей и единомышленников работали "отдельно", не выставляя "запретных" произведений на публику.

Так или иначе, характеризуя творчество художников поколения 1920-х - 1950-х годов, правомочно говорить о постепенном приходе их к реализму в разных его проявлениях - символическом, романтическом и, наконец, официальном "социалистическом". Эти-то любопытные "превращения" и показывает выставка в Крамского, которая продлится до 24 мая.

Тем временем

Выставка единственной картины - работы Юрия Пименова "Зимой в Москве" - открылась в Никитинской библиотеке. Показ стал частью проекта, организованного Музеем русского импрессионизма при содействии Библиотеки иностранной литературы для ознакомления жителей регионов с малоизвестными страницами русского искусства.

Народный художник СССР, лауреат Ленинской и двух Сталинских премий Юрий Пименов называл свой стиль "реалистическим импрессионизмом": его живопись - реалистическая по сюжетам и импрессионистическая по исполнению. Однако понятие "русский импрессионизм" широкому зрителю почти не знакомо: последняя выставка русского импрессионизма прошла в 1968 году, работы авторов этого жанра никто целенаправленно не собирал.