07 мая 2024

В Воронеже могут появиться классы для детей с ментальными нарушениями

23.04.2015

Тема инклюзии сегодня в тренде. А что касается нашего региона - в планах департамента образования уже с 1 сентября сделать еще один шаг в рамках современной тенденции. А именно - создать два так называемых ресурсных класса для обучения "иных детей". Это совершенно новый опыт для воронежского образования - и, как выяснилось, чтобы воплотить замысел в жизнь, придется приложить немало усилий.

На прошлой неделе Воронеж посетили два эксперта в области инклюзии - Марина Азимова, специалист по инклюзии детей с аутизмом из США, научный сотрудник Центра для детей с особыми потребностями, и Анастасия Казарец, практически воплотившая идею инклюзии в московских школах. Они рассказали педагогам, чиновникам от образования и родителям "иных" детей о ресурсных классах и системе АВА. Дать всем шанс

Понятий "больной" или "другой" в нашем законе "Об образовании" нет. Считается, что каждый ребенок имеет право на обучение. А что делать, если ребенок действительно "другой"?

"Да, - подтверждает Жанна Ушакова, представитель фонда "Выход" в Воронежской области, - по закону все дети должны учиться. Но как и где они будут получать образование - это вопрос другой. В документе лишь сказано о неких "особых образовательных условиях".

В отношении "иных" детей, считает специалист, это весьма расплывчатое понятие. Например, для ребят-"колясочников" с "особыми условиями" все ясно. Это пандусы, поручни, широкие проемы… Гораздо сложнее с детьми, страдающими ментальными расстройствами, например - расстройствами аутистического спектра (РАС). И здесь случай особый - у людей с РАС сложнейшие нарушения поведения. Однако дать им шанс учиться в обычной школе, по мнению экспертов, необходимо.

"Меня часто спрашивают: что дает присутствие детей с ментальными расстройствами в типичных школьных классах? - поделилась своими мыслями на этот счет Марина Азимова. - Например, обычным ребятам, педагогам? Я отвечаю - особо ничего. Просто в гуманном современном обществе сосуществование разных людей - это нормальное явление".

Специалист уверена, что в России на сегодня инклюзия не развита в достаточной степени. И хотя определенный опыт у нас уже есть (например, специальные классы, наработки коррекционной педагогики), однако на деле, говорит эксперт, в инклюзивных классах учатся "высокоэффективные" дети - без ярко выраженного поражения интеллекта, здесь нет "неречевых" детей. А с такими ребятами работать особенно важно - поскольку и им нужно научиться жить в обществе…

Навстречу инклюзии

Что предлагают специалисты для включения "других" детей в образовательный процесс и в социум в целом? Эксперты уверены: необходимы создание ресурсных классов и система АВА. Пока это оптимальный вариант. Во всяком случае, только у системы АВА сейчас есть доказательная база эффективности.

Такие образовательные площадки - некий "мостик" к совместному образованию. Ресурсные классы уже созданы при некоторых московских школах порядка трех лет назад. Анастасия Казарец, куратор этих площадок, рассказала о достижениях нового проекта. Во-первых, в ресурсных классах работают даже с детьми, которые раньше считались необучаемыми. Во-вторых, есть случаи, когда "неречевые" дети начали говорить. И наконец, впечатляют и сами цифры. За последний год работы 10 якобы не способных к обучению детей получают домашнее образование и 17 "иных" ребят - уже в общеобразовательной школе.

"Для создания ресурсных классов нужна очень хорошая база, - комментирует Жанна Ушакова, - ведь такие образовательные площадки предполагают наличие индивидуальных карт обучения для каждого ребенка, для каждого - тьютор, психолог, супервизор и ряд других специалистов. В общем, стоимость полного пакета составит порядка 5 млн руб. Разумеется, наша система будет адаптирована к нашим реалиям".

Cправка

Инклюзивное образование - один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью. Усилия общественности в 1990-2000 гг. и формирование общественного мнения позволили начать создание условий для такого типа педагогики, получившей наименование инклюзивной (вовлекающей).

АВА (AppliedbehaViorAnalysis) - это научная дисциплина, которая предполагает использование системы определенных психологических приемов для изменения поведения.