02 мая 2024

Камерный театр представляет креативный минимализм известного сценографа

28.04.2015

Выставку "А4", открывшуюся на днях в Галерее Камерного театра, следует, на мой взгляд, считать жестом безграничного доверия художника воронежскому зрителю. Графическую серию из 36-ти оригинальных листов представил в нашем городе Юрий Хариков - художник и советник художественного руководителя Электротеатра "Станиславский".

В Воронеже Хариков выставился неслучайно: наш город - родной для Юрия. В свое время амбициозный земляк уехал учиться поближе к "большой цивилизации" и в 1982 году окончил архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института. И началась успешная карьера - уже за воронежскими границами. Противоборство и комплиментарность

Юрий Хариков, автор декораций и костюмов более чем к 150 спектаклям многих российских театров, сотрудничал с МХТ им. А. Чехова, "Современником", Малым театром, Театром им. Моссовета и т.д. Кинокритикой отмечены его работы в фильмах "Москва", "Мишень", "Эйфория". В 1987 вместе с художниками Александром Лисянским и Сергеем Кузнецовым Хариков удостоен золотой медали за проект советской экспозиции для "Пражской квадриеннале-87". Воронежскому зрителю художник знаком по сценографии и костюмам спектакля-мистерии Михаила Бычкова "Каин".

На открытии воронежской выставки Юрий Федорович пояснил: то, что вывешено нынче в Галерее - своеобразная лабораторная работа. "Абсолютно закрытая", по оценке автора. Лично мне она понравилась стильностью, точнее даже - единостилием. К сожалению, абстракция многими ее "эксплуататорами" воспринимается как возможность привнести в зрительские массы ничем не обоснованную эклектику. Типа - даешь свободу, которая в ряде случаев ничем не отличается от беспардонной расхристанности. А наш случай - прямо противоположный: при всей заявленной "лабораторности" листов, они смотрятся стройными выкладками некой полноценной, стройной теории. Каждое изображение заставляет всматриваться в себя, организует зрителя, будучи силой - властной и определенной, "завязанной" на противоборстве и черного и белого цветов, равно как и их комплиментарности друг другу, взаимоотношениях линии и плоскости.

На месте вишневого сада

- Для меня пространство Воронежа вообще и особенно место, где стоит новый Камерный театр, имеют сокровенное и важное значение, - откровенничал автор. - Потому что именно на этом месте несколько десятилетий находилась изостудия Дворца пионеров, в которой я тогда занимался. А в перерывах между занятиями выходил подышать в вишневый сад. И вот там, где росли вишни, сегодня проходит моя выставка! Насколько интересно замкнулся круг времени, круг судьбы; я здесь впервые публикую частицу графического цикла, связанного с понятием креативной графики.

Что касается "технического" имени, данного выставке - "А4", его следует понимать практически буквально. Это не что иное, как чертежный формат - общее место, пригодное, с точки зрения художника, в том числе и для различных культурных процессов. Рамка выбранного формата дает возможность раскрыть дополнительные ресурсы зрительского сознания, позволяет примирить противоречащие друг другу художественные явления. Те же альтернативные друг другу черный с белым, о чем говорено выше...

- Мы живем, развиваемся и, к счастью, по-прежнему не обделены вниманием публики, - отметил, высказываясь о минимализме и концептуализме Харикова, художественный руководитель Камерного театра Михаил Бычков. - Я считаю, что публика, посещающая наш театр, способна почерпнуть что-то из этих сложных, но интересных листов.