04 мая 2024

В Рамонском районе появилась сказочная Веневия

21.05.2015

В парке усадьбы Дмитрия Веневитинова, что в Новоживотинном - неординарное прибавление: с прошлой субботы там официально обосновалась Веневия - фантастическая страна, некогда придуманная смышлеными дворянскими детьми.

Помог фантазии обрести плоть молодой, но уже хорошо известный в России и не только воронежский художник Иван Горшков. Он выступил автором восьми скульптур, "разбросанных" по приусадебному парку так, будто они играют с посетителем в прятки… Без пафоса и пошлости

Масштабные сварные конструкции из листовой стали - излюбленная стилистика Ивана - освоили все природные среды, имеющие место быть на этой территории. Одни "штуки-дрюки" притаились под кустиками, другие рассредоточились по ровной полянке. Третий "экземпляр" присел на старый пенек - как тут и был. А на воде качается кораблик - замечательно лилового цвета, не конфликтующего с архитектурным контекстом. Как сказал автор, если в парке есть пруд - куда ж без кораблика?..

Возможно, это единственный точно идентифицируемый экспонат парковой серии Горшкова. Остальные "железяки" - персонажи больше интуитивные, чем конкретные. Поскольку "являются, - цитирую автора, - отголосками воображаемых детьми миров и напоминают предметы, оставленные во время мальчишеской игры: самодельные рыцарские доспехи, песчаные замки… Работы молчаливы и до конца не раскрывают чужих секретов. И хотя в основе проекта лежит история о детях, адресованы эти скульптуры взрослым. Перед нами - будто бы повзрослевшие детские игрушки, которых мы вдруг встретили, как старых знакомых..."

Рассказывая о том, как выполнялась поставленная задача, Иван подчеркнул: парк требовал деликатного подхода к делу. Очень ответственному: органично вписать современную скульптуру в уже сложившийся приусадебный ансамбль с бухты-барахты не получится. У вдумчивого, привыкшего мыслить философскими категориями художника - получилось: природа, при всей своей самодостаточности, от его действительно деликатного вмешательства - только приобрела. Потому как главные ее враги - пафос и пошлость, о которых в нашем случае говорить, к счастью, не приходится.

Связь времен

Тут в ходу - силы прямо противоположной направленности: сказка, наив, нарочитый примитивизм. Ребячество в хорошем смысле слова.

- Готовясь к выставке, я перечитал много произведений поэтов и писателей, искавших в мире детства какую-то правду и идеалы, - рассказывает Иван. - Для меня создание этих скульптур - попытка найти компромисс между миром мечты ребенка, парковой зоной и личным эстетическим языком. При всем том фигуры эти - не для детей. Они - для взрослых, хотя не содержат глобального исторического исследования и нравоучительного сюжета; это - чистая форма. Призванная создать образ страны детства, мальчишеского рыцарства.

Рассуждая об идее проекта, Горшков подчеркнул: подобные давно воплощаются во многих городах мира.

- Не мы придумали выставлять современное искусство в старом музее, - напомнил художник. - Но именно в Воронеже проекты такого рода начали реализовываться сравнительно недавно. Несколько лет назад музей Веневитинова выставил работы Ильи Долгова из серии "Гербарий", что всем очень понравилось; подобные мероприятия помогают установить связь времен. И я понимал одной из главных задач создания Веневии сосуществование полноценной современной скульптуры и классического (более того - старинного) парка. Хотелось сделать тонкое и спокойное высказывание, поэтому фигуры не выпирают на первый план. Я добивался того, чтобы они привнесли нотку современного искусства в парк, сделали его немножко современнее, интереснее, загадочнее. Моднее в хорошем смысле слова.

Волшебная абстракция

Открылась выставка торжественно - в доме-усадьбе. Планы сделать это непосредственно в парке перечеркнула небесная канцелярия, то и дело обрушивающая на землю дождь, да еще с градом. Но экскурсию от автора по обновленному парку стихии отменить не удалось: мелкими перебежками под шквалистыми каплями перемещался народ от скульптуры к скульптуре. А начался осмотр экспозиции уже у входа в "зону".

- Работы - абстрактные, и они должны были выглядеть отчасти как волшебное сокровище, - пояснял Иван. - Чтобы смотрелись здесь не мусорно, неслучайно. Вот этот кристаллический бюст, встречающий пришедшего в парк, - возможно, портрет некоего древнего предка, поросшего кристаллами типа горного хрусталя. Притаился под кустом, надзирает за происходящим… А эту группу я условно назвал "Доспехи": тут просматриваются пара таких штанишек изумрудных, древесных оттенков - как бы "ноги" от рыцарских доспехов, с которыми соседствует почти конкистадорский шлем. Все эти мечи и латы - неотъемлемая, конечно, часть бытования любого мальчишки - несколько курьезные, по-детски неуклюжие и неловкие. Будто бы забытые под деревом после игры.

Парочка "нект" на пригорке намекает на антропоморфность персонажей: ушки просматриваются, части тел угадываются. Дружелюбный лесовичок на пне - определенно "свой парень".

- Получилось, что каждая скульптура нашла свой, особенный уголок, - заключил Иван. - И я в конце концов понял, что это - типажи. Олицетворяющие какое-то качество, интересующее меня во всей этой истории. Предок - мудрость, игрушечные доспехи - смелость, плаватель в пруду - возможно, любознательность. Два "товарища" рядом - дружба, одиночка на пеньке - романтизм…

Созданы для лужаек

Появление скульптур Горшкова в Новоживотинном инициировано областным Литературным музеем им. И.С. Никитина и галереей "ХЛАМ" - в продолжение серии мероприятий "Современное искусство в государственных музеях".

- Администрация Литературного музея проявила интуицию, высокую культуру и настоящую отвагу, приняв предложение разместить на территории усадьбы серию произведений современного искусства, - оценил случившееся директор "ХЛАМа" Алексей Горбунов. - Концепция выставки появилась более года назад и неоднократно обсуждалась всеми сторонами. Мы предлагали сделать кратковременную выставку скульптур внутри усадьбы - в разных залах. Но директор музея Светлана Анатольевна счастливым образом предложила парк. И вот, дождавшись весны, на полянках, в кустах, на пеньках и в пруду усадебного парка появились персонажи Веневии художника Ивана Горшкова.

Алексей Юрьевич отметил ту самую деликатность, с которой Иван подошел к делу - "и в окраске, и в размерах, и в количестве скульптур".

- Для меня давно было очевидно, что многие работы Ивана Горшкова будто бы созданы для таких изумрудных лужаек, - продолжил галерист. - Посетителям музея они будут рассказывать о реальной игре дворянских детей XIX века, которую мифологизировал художник. А кто-то и без комментариев получит эстетическое удовольствие от созерцания скульптуры в парке современного музея. Мы в это верим. И потом: проект осуществлен по мотивам детской игры, и нужно заметить, что, во-первых, детям чаще всего нравится совсем не то, что навязывают и предписывают им взрослые; их всегда влечет к необычному и странному. Во-вторых, по нашим наблюдениям дети, в отличие от многих взрослых, вообще открыты современному искусству как таковому.

В афише, висящей на ограде парка, не указана дата окончания выставки. Пока предполагается, что скульптуры Ивана Горшкова задержатся в парке до октября. Но не исключено, что Веневия приживется там навовсе. И станет полноправной составляющей музейного парка усадьбы Дмитрия Веневитинова.

Досье "Берега"

Иван Горшков - один из ярких представителей "Воронежской волны". По версии авторитетного издания по российскому искусству The Art Newspaper Russia 2015 года, в рейтинге молодых художников России Иван занял 20 место из 50. Трижды стипендиат программы поддержки молодых художников от Центра современной культуры "Гараж".