19 мая 2024

Воронежцы наблюдали за "Воспитанием Риты"

22.05.2015

Прямо скажем, спектакли живого классика Кшиштофа Занусси приезжают в Воронеж нечасто. А вот "Воспитание Риты" в постановке знаменитого польского режиссера в течение двух последних лет показали в столице Черноземья дважды. И оба раза - с аншлагами, цветами под занавес, аплодисментами и криками "браво".

Спектакль и сам по себе - значительное произведение сценического искусства: простой и мудрый, не рассчитанный на спецэффекты (коих нет), неспешный, внимательный к слову и жесту. А тут еще исполнители - экстра-класса: известные артисты, звезды скетчкома "6 кадров" Ирина Медведева и Федор Добронравов, исполнившие главные роли. Пьеса английского драматурга Уилли Рассела в России почти не известна, тогда как в Англии 80-х ее высоко оценили в интеллектуальных кругах. И в 1983-м экранизировали: сценарий, между прочим, номинировался на "Оскар".

И вот - "Рита" на сцене. Воронежской. Действия как такого нет - это история диалогов. Разбитная парикмахерша отнюдь не изысканного воспитания и соответствующего кругозора мечтает набраться ума-разума под руководством профессора словесности Фрэнка. Спивающийся поэт-неудачник и девушка с характером, падкая на бульварную литературу и дешевые телешоу, в результате словесных баталий и коллизий пьесы, существующих "за кадром", обретают не только смысл жизни, но и - любовь.

Занусси ввел в спектакль персонажа, которого в пьесе Уилли Рассела нет. Это практически бессловесный бомж, мимо которого Рита все время проходит в дом Фрэнка. Опустившийся человек-фантом по соседству с высокообразованным ученым и талантливым литератором - намек на возможную деградацию непризнанного гения, запивающего неудачи "из горла"…

Великая сила искусства, показанного публике Воронежского концертного зала, в очередной раз убедила: богатство ума и души - единственное, что способно определить настоящее и будущее. Правда, это в Англии…