05 мая 2024

Платоновский фестиваль искусств: старт двухнедельного марафона

05.06.2015

Это уже стало традицией: еще до официального открытия международного Платоновского фестиваля в его рамках проводится ряд полноценных мероприятий обширнейшей фестивальной программы. Иначе реализовать ее целиком просто невозможно...

Пятый по счету форум, стартовавший в Воронеже позавчера, исключением не стал. Уже к полудню гости стали собираться на новой фестивальной площадке - в арт-центре "Коммуна". Это заброшенное здание типографии по адресу проспект Революции, 39, приняло сразу три художественные выставки. Вдохнуть жизнь

Они "вписались" в колоритное пространство (оформленное так, чтобы не только подчеркнуть прелесть "старины", но и стильно осовременить ее) замечательно. Жаль, что старое типографское здание доживает последние дни - по окончании фестиваля его ликвидируют. Ради очередного строительного наворота…

Пока же по центру площадки - большой портрет Платонова. Который, напомнил собравшимся художественный руководитель фестиваля Михаил Бычков, работал в "Коммуне".

- Символично, что многие мероприятия пятого форума пройдут в здании, к которому писатель имел непосредственное отношение, - сказал Михаил Владимирович. - Нам хотелось осмыслить творчески это пространство. Вдохнуть в него жизнь. В течение двух ближайших недель она обещает быть весьма интенсивной.

"...Искусство должно здесь, преодолев недостаток человеческого сердца, склонного к забвению, восстановить справедливость", - находит зритель в арт-центре платоновскую цитату. И она подтверждается тем, что предложено "на погляд". Выставка "Сущий энтузиазм жизни" (из записных книжек Андрея Платонова) знакомит с материалами писателя в воронежских периодических изданиях, опубликованных в период с 1918 по 1925 годы. Они показаны в информационном контексте - на разворотах газет и журналов, где статьи Платонова соседствуют с работами других авторов.

"Невозможное" - возможно

Фотовыставка прототипов героев писателя "Страх, хлеб и вера" позволяет увидеть платоновских современников, прочитать о том, что их волновало, тревожило и радовало, воссоздает полную картину жизни города и страны начала XX века. Зрелище, надо сказать, не самое веселое.

А вот третья выставка под названием "Невозможное" - коллекция совсем другой окраски. Ее авторы - ученики детской студии "Ступени", специально для Платоновфеста сделавшие рисунки, аппликации, скульптуры из бумаги, макеты и леттеринги (графические начертания букв и знаков) - более 60 работ. На них - новые миры, выдуманные вселенные, детские мечты и переживания. "Надо любить ту Вселенную, которая может быть, а не ту, которая есть. Невозможное - невеста человечества, и к невозможному летят наши души... Невозможное - граница нашего мира с другим", - писал Андрей Платонов своей жене осенью 1922 года.

В той же "Коммуне" прошли и первые фестивальные пресс-конференции. С журналистами встречались артисты Театра имени Котэ Марджанишвили (Грузия) и Emilia Romagna Teatro Fondazione (Италия). Они привозили в Воронеж спектакль "Записки сумасшедшего" по Николаю Гоголю в постановке Левана Цуладзе. Актеров сменили известные музыканты, солисты Королевского оркестра Концертгебау (Амстердам) Оливье Патей (Франция) и Алексей Огринчук (Россия). Вечером они играли в филармонии - вместе с академическим симфоническим оркестром под управлением Владимира Вербицкого.

Гостей - со всех волостей

А параллельно на Большой сцене театра драмы имени Кольцова, предварив показ "Записок сумасшедшего", проходило официальное открытие пятого Платоновского фестиваля искусств. Сделал это губернатор Алексей Гордеев, подчеркнувший: у Платоновфеста уже в полной мере сформировалась своя аудитория. Билеты на большинство мероприятий фестивальной программы воронежцы раскупили за несколько месяцев до начала событий. И не только воронежцы: в столицу Черноземья в дни фестиваля с удовольствием приезжают гости из других регионов.

На том же спектакле Левана Цуладзе, к слову, были замечены журналисты из Москвы. Стало быть, резонанс создать удалось. А что касается самого "интернационального" действа - о нем разговор впереди. Который оправдан уже тем обстоятельством, что, как заметил Михаил Бычков, до этого театр имени Котэ Марджанишвили давно не приезжал в Россию.

Кроме того, в первый фестивальный день открылась выставка работ театральных художников республик бывшего СССР из фондов театрального музея имени Бахрушина - в выставочном зале на Кирова. А также - самый ожидаемый визуальный проект Платоновфеста: выставка работ Павла Филонова из фондов Русского музея, которая в течение месяца будет работать в музее им. Крамского.