04 мая 2024

Лев Додин - об ошибках большинства и памятниках "врагам народа"

09.06.2015

Знаменитый режиссер Лев Додин, лауреат Платоновской премии фестиваля 2012 года, приезжал на пятый форум искусств со спектаклем "Враг народа" Малого драматического театра - Театра Европы (Санкт-Петербург). Генрик Ибсен написал одноименную пьесу на излете позапрошлого века - в 1882 году.

А спустя столетия поставленный по ней спектакль Додина стал лауреатом престижной театральной премии "Золотой софит". Отвечая охотникам искать политическую подоплеку его "Врага народа", где в схватке - вечная борьба добра и зла, Додин пояснил: он ставил глубоко личную историю. Она - о том, что добро обязательно победит, рано или поздно... Враги и друзья

Исход такой борьбы не зависит от "текущего" мнения большинства - "во всех важных вопросах, - цитата мастера, - большинство всегда ошибалось и будет ошибаться". А что касается содержания спектакля: он - про многое. И дает каждому свое, что и требовалось: чем больше уровней-слоев видят зрители, тем богаче произведение.

С цензурой - сходная ситуация: отвечая на вопрос о правомочности сторонних наблюдателей "лезть" в творческие дела, мэтр четко обозначил позицию. То, что отдельные лица, отдельные группы выражают недовольство тем или иным произведением, равно как и культурной политикой в целом - это не цензура. А проявление общественного мнения. Которому, представленному небольшой группой людей, почему-то придается большое значение. Да, высказывать его - можно и нужно. Но это не значит, что, говоря об искусстве, допустимо вторгаться в само искусство.

Лев Абрамович напомнил: лучшее, что накопило искусство за всю историю человечества, всегда вызывало возмущение кого-то где-то. И чаще всего носило массовый характер. Скандалом, как известно, обернулась премьера великой "Электры" - оперы Штрауса, представленной в Мариинском театре в 1913 году. А с чеховской "Чайкой" что было? Она провалилась с грохотом, встреченная статьями об антидраматургии и безыдейности пьесы. Написанной для очернения русской интеллигентности...

- Платонов долгие годы был врагом народа, теперь ему посвящают фестивали, - продолжал режиссер. - Демьян же Бедный считался другом народа, но памятников ему я что-то не вижу. А памятник еще одному врагу народа, Мандельштаму, у вас стоит...

Не оскорблять верующих

Вывод - один: мы очень быстро и легко забываем историю.

- Нельзя в храме оскорблять тех, кто свято верит, - убежден Лев Абрамович. - А это - то же самое, что прийти в храм искусства и оскорбить театр. Всегда можно показать свое отношение к чему-либо: голосовать ногами, прессой, общественным мнением. Можно спорить. Но никогда сегодняшний день не даст оценку сегодняшнему произведению. Не ответит на вопрос, искусство оно или нет. Современники ошибались всегда. И всегда будут ошибаться.

Применительно, однако, к искусству театральному, Додин уточнил: оно - куда более хрупкая вещь, чем, например, литература. Потому как остается не на бумаге, а в - воспоминаниях и описаниях. Так что надеяться на "реабилитацию" потомков театру сложнее.

Эти высказывания спровоцировал вопрос о недавнем "наезде" на новосибирский "Тангейзер", возмутивший общественность. По случаю, скажем так, крушения моральных норм и прямого оскорбления композитора Вагнера...

- Мы забываем, что сам Вагнер стал вдохновителем фашизма, будучи любимым композитором Гитлера, - комментировал Лев Абрамович. - В Израиле его не играют посейчас, в Германии не исполняли в послевоенные годы. К счастью, постепенно Вагнер возвращается в мир музыки: то, что из него вынул Гитлер - малая часть творчества этого композитора. И я его упомянул как пример узости подхода к искусству. Из всякого произведения не трудно извлечь что угодно. Из "Войны и мира" Льва Толстого можно сделать любые выводы как об ужасе войны, так и о величии человеческого духа. Кто что вычитает. И грязь, и красота - в глазах смотрящего...

От первого лица

"У нас в театре нет понятия "звезда". Все работают одинаково интенсивно. В России обычно знамениты те артисты, которые снимаются в кино, но у нас - все актеры хорошие: и старой закалки, и молодежь. Скажем, на гастролях в Австралии зрители ходят специально на Сергея Курышева!"