03 мая 2024

В столице Черноземья выступила группа "Наадя"

19.06.2015

Традиционно один из последних вечеров Платоновского фестиваля ознаменовывается большим "молодежным" оупен-эйром с участием актуальных музыкантов. В разные годы это были концерты "Серебряной свадьбы", "Zdob Si Zdub", "Авиа". На сей раз воронежцам предложили послушать одно из недавних открытий в мире российской инди-музыки - группу "Наадя".

Концерт состоялся в "Алых парусах". Этот парк, настоящая жемчужина левого берега, в вечернее и ночное время становится чем-то совершенно волшебным. Народ это понял давно, с момента "перезапуска" парка. И теперь там в любое время - аншлаг. Причем в основном - за счет людей приятных и адекватных. Прочим, наверное, не нравится то, что там "чисто как в трамвае". Любимцы интеллигенции

Для концертов, как выяснилось, место подходит идеально: музыка звучит только на сцене и в пространстве, расположенном в непосредственной близости от нее. Если отойти совсем ненамного - уже ничего не слышно. Что, безусловно, плюс: отдыхающим, не обремененным меломанскими пристрастиями, музыканты нисколько не мешают.

А что такое "живой звук" на свежем воздухе! Сказка! Впрочем, только для слушателей.

- Ой, сколько тут всяких насекомых, - с умеренным неудовольствием резюмировала в процессе концерта вокалистка "Наади" Надежда Грицкевич. - Очевидно, потому, что мы находимся у воды. Надеюсь, хоть вам мошкара не помешает.

Она и не помешала: "сидячие" места перед сценой оказались полностью занятыми. А за ограждением, где стояли те, кто предпочел не покупать билет, народу собралось еще больше. Кстати, прайс был вполне разумВ­ным: вход стоил всего 600 руб.

Не исключено, что такая цена - просто-напросто адекватная реакция на текущую ситуацию в гастрольно-промоутерском штабе. Интернет сделал свое дело: мегазвезд в российской популярной музыке не появляется уже давно. Все якобы "выстрелившие" проекты - на самом деле, нишевые. А ниша "инди" - теперь не бесперспективная в плане массовой популярности и востребованности.

Речь о том, что появись "Наадя" лет десять назад - вполне возможно, что группа произвела бы эффект разорвавшейся бомбы. Моментально влюбив в себя всю интеллигенцию и продвинутую молодежь. Сейчас, в принципе, с коллективом происходит примерно то же самое. Но, увы, именно в "нишевых" масштабах.

Условно-знакомые звуки

Прежде массовый слушатель еще мог повникать в музыку, сейчас же он окончательно переключился на бэкграунд и закулисье. Причем теперешние интересы публики, на первый взгляд, даже далеки от желтизны. Если когда-то в топе популярности были темы "кто с кем спит" и "кто что ест", то теперь - "катание на коньках", "участие в фестивалях" и политические позиции. Но в доинтернетовскую эпоху самые низменные темы оставались уделом наиболее нетребовательной части аудитории, а сейчас про всевозможные "коньки" говорят почти все. Так есть ли вообще смысл продолжать обсуждать музыку?

Есть! Концерты, подобные тому, что дала в Воронеже "Наадя", наглядно это демонстрируют. Еще не вымерли как класс те, кто просит музыкантов сыграть определенную вещь. И очень радуется, заслышав знакомые звуки. Правда, в нашем случае они оказались условно-знакомыми: все, с чем удалось "встретиться" в сети, довольно ощутимо отличалось от концертных версий тех же треков. Вероятно, за счет того, что в "живом" составе обозначилась гитаристка. На записях гитар не слышно.

Под самый финал Надежду Грицкевич постигла неприятность: у ее синтезатора отвалилась клавиша "ре".

- Я хотела сыграть кавер на песню "То, что я должен сказать" Александра Вертинского, - объяснила публике певица. - Но плохо представляю себе, как это сделать без "ре". Поэтому будет другая вещь.

Под звуки "другой вещи" слушатели (по приглашению Надежды) ринулись к сцене и стали лихо отплясывать под зажигательный ритм. Увы, танцы закончились вместе с этой композицией: музыканты "Наади" сразу же покинули сцену. Уступив место естественным звукам летней ночи на берегу водохранилища. И заставив поверить в то, что новая музыка никуда не делась. Ее просто не показывают по телевизору.

Досье "Берега"

"Наадя" - один из самых ярких музыкальных проектов этого года на российской сцене. За группой стоят музыканты, уже известные поклонникам современной российской музыки по проекту Moremoney. Первые же демо-записи группы - "Спаси" и "Пираты" - мгновенно разошлись по музыкальным блогам, заслужив сравнения с работами The XX, James Blake и другими представителями экспериментальной поп-музыки.