07 мая 2024

В Воронеже открылась фотовыставка супругов Медведевых

03.07.2015

В доме журналистов развернута фотовыставка "Ускользающие мгновения". Авторы -семейная пара Ольга и Сергей Медведевы: преподаватели, кандидаты физико-математических наук. Работают на факультете прикладной математики, информатики и механики ВГУ.

С 2013 года Ольга и Сергей являются членами университетского фотоклуба "Фотум". В этом качествеВ  они уже успели принять участие во многих фотовыставках и фотоконкурсах - городских и областных.

В споре рождается истина

- Многие не догадываются, насколько сложный жанр "фотонатюрморт", - рассказывает Ольга Медведева. - Снимая его, нужно отследить, как ложится свет, как выставлены предметы. То есть - какова композиция, общая картина. Снимая натюрморт, приходится иногда работать несколько дней над одной фотографией. Один из первых наших натюрмортов - "Пара", снимался на окне при дневном свете. Был пойман момент, когда тени от рюмок падали очень красиво, и родилась идея, что это надо обыграть. Сняли и несколько недель обрабатывали, чтобы прийти к тому эффекту, которого хотели добиться. - Наше увлечение фотографией можно разделить на "до" и "после" знакомства, - добавляет Сергей. - "До" каждый фотографировал сам, а теперь - это наше совместное творчество. От идеи снимка - до проработки деталей и конечного результата. Обсуждаем все, вплоть до рамок и фона. Расположение предметов для натюрморта - предмет спора, но в споре рождается истина, и получаются снимки, которые нам нравятся.

Ребята поясняют, что не стараются разделять, кто какой снимок сделал. Говорят про работу - "наша фотография". Но если все же персонифицировать результаты их трудов, то из 29 "кадров", представленных на выставке, 60% - Олины. Свидетельствует ли это о том, что фотоискусство, как и искусство в целом, нуждается в очень мягком и чутком обращении с объектом? И я задаю вопрос о противостоянии физики и лирики в человеке. Насколько это актуально сегодня? "Я никогда не была сторонником такого разделения. В каждом человеке есть и то, и другое, и интересно это сочетать", - отвечает Ольга, а Сергей добавляет: "Мы, помимо того, что сами еще молоды, общаемся со студентами и заряжаемся энергией творчества…"

Как все начиналось

- Когда вы стали серьезно заниматься фотографией?

- После тесного общения с Владимиром Голубом, руководителем "Фотума". Мы посещали его курсы, благодаря которым начали целенаправленно заниматься искусством фотографии.

- Познакомились вы на фотокурсах?

- Нет, познакомились в ВГУ, учась на факультете прикладной математики. Но то знакомство было связано с программированием, с компьютерами. А знакомство в плане искусства, фотографии, произошло на курсах пять лет назад.

- Что вам дало общение с наставником, Владимиром Голубом, в фотоделе?

- Мы стали глубже понимать, что такое цвет, композиция, общий облик фотографии - каким он должен быть. А с точки зрения человеческой Владимир Александрович научил нас определенной принципиальности в подходе не только к искусству, но и к жизни. Научил добиваться целей и ставить правильные жизненные ориентиры. В поездке по Карелии, которая отражена в нескольких работах, представленных здесь, члены фотоклуба смогли еще раз убедиться, какой у нас отличный руководитель и товарищ: он всегда поможет. Это был отдых в компании единомышленников, совмещенный с фотографированием. Мы с удовольствием участвуем в таких поездках, получаем новые творческие впечатления. Заслуга Владимира Александровича и в том, что он научил отбирать фотографии. Большая сложность - выбрать из множества снимков то, что имеет смысл быть показанным зрителю.

От классики до озорства

- У вас есть фотоработы в классическом стиле и с элементами модерна. Какое направление в изобразительном искусстве вам близко?

- Русские пейзажисты: Шишкин, Куинджи, Левитан. Из импрессионистов - Моне.

Наверное, не без влияния знаменитых работ Ивана Айвазовского, посвященных Италии, и картин Клода Моне "Тени на море", "Палаццо Дарио" и других появились такие семейные фотоработы Медведевых, сделанные в поездке по Италии, как "Неаполитанский залив", "Сиена. Пьяцца дель Кампо", и другие. Есть и несколько фото Карельских пейзажей. Очень любопытно и стильно смотрятся натюрморты - от строго классических ("Натюрморт с пианино", "Карандаши") до шутливых. Как, например, натюрморт с разбитой лампочкой и недоеденной грушей, невольно вызывающий вопрос -что же из них пытались "скушать"? Шуточные и озорные сюжеты с обиженной обезьянкой и поющими пернатыми "Обида" и "Квинтет" - еще одно возвращение к вечному "будьте как дети" …

По мнению зрителей, выставка Медведевых - это попытка соединить когда-то дружных и неразлучных гуманитариев и естественников, которых развели в разные стороны то ли строгие академические дисциплины, то ли проблемы современного общества. Сами же авторы рассматривают выставку как стартовую площадку для дальнейшего развития.

Татьяна ПОВАЛЮХИНА