28 апреля 2024

О том, что мешает "плохому" водителю быть "хорошим"

22.07.2015

Водители маршрутных автобусов… Об особенностях их работы не говорил только глухонемой. Однако проблем с городским транспортом в последнее время хотя и стало поменьше, но ненамного. И это несмотря на то, что весной завершилось масштабное перераспределение маршрутов, а с перевозчиками заключили договоры нового образца.

Сердце - в пятки

Эти перемены привели к тому, что многие автотранспортные предприятия существенно обновили подвижной состав. Не преминув при том потратиться на бортовые наклейки, информирующие людей: автобус приобретен в рамках городской программы обновления транспорта. А что изменилось по сути? И прежде всего - в культуре обслуживания пассажиров?

Да, курить водители в салонах практически перестали. Но это, пожалуй, и все. Свежие новости заставляют усомниться в том, что качество обслуживания пассажиров выросло настолько, чтобы соответствовать запросам мэрии и воронежцев.

Судите сами. Сотрудники ДПС "поймали" с фальшивым водительским удостоверением шофера, работавшего в одной из воронежских автотранспортных компаний (обслуживающей по состоянию на март 2015 года маршрут N88а, "под трафаретом" которого и попался нарушитель). Стражи порядка выяснили, что мужчина был лишен водительских прав еще в 2013 году. Причем - за "пьяную" езду! Суд отнял у него права сроком на полтора года. После чего какое-то время нарушитель обходился без этого документа. Однако в ноябре 2014 года сделал себе поддельное водительское удостоверение за 30 тысяч рублей. И с ним возобновил работу на маршрутном автобусе. Как минимум, по скромным подсчетам, на полгода. Сколько раз в течение этого времени он выходил на линию?! Подсчитать при желании можно, но вряд ли это принципиально.

А буквально на днях в сети, на одном из популярных видеохостингов, появился ролик-компиляция, наглядно демонстрирующий качество работы воронежских водителей. На видео, к слову, прекрасно видны и маршрутные трафареты нарушителей, и государственные номера автобусов. Излюбленные "методы работы" этих деятелей - проезд на "красный" и непредоставление приоритета пешеходам на "зебре". Впрочем, классикой жанра дело не ограничилось: от некоторых эпизодов и вовсе сердце в пятки уходит. Но это - у зрителей и пассажиров. Водителям, как обычно, все равно.

Кто виноват?

Тут и спустить бы всех собак на "бестолковых водил", но давайте задумаемся: а почему они так поступают? Дело в том, что у каждого из них есть ежедневный "план" - фиксированная сумма выручки, которую он, кровь из носу, должен отдать хозяину маршрута. И лишь все то, что сверх - уже личный заработок шофера. Так вот, на некоторых маршрутах эти планы настолько высоки, что, соблюдай шофер правила "от" и "до", вряд ли он хоть что-то заработает в свой карман. Проблема в том, что размеры этих "сборов" никто не регулирует: если цена проезда - дело общественное, то экономическая деятельность предприятий, понятное дело, вопрос внутренний, производственный. На первый взгляд. Выясняется, однако, что только на первый.

Еще один пункт: почему, будучи поставленными в одинаковые зарплатные условия, одни водители гоняют на автобусах по городу как ошпаренные, а другие едут с максимальными мерами предосторожности? Все просто: "осторожные" уже попадали во всевозможные дорожно-транспортные передряги. И знают, чем такая потеха пахнет: инстинкт самосохранения никто не отменял даже у самых крепких орешков. Я к тому, что, если дать водителям гарантированную экономическую возможность ездить нормально, соблюдая правила, - вероятно, большинство из них так и поступит. Но для этого владельцам маршрутов придется умерить свои аппетиты. Захотят ли?

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Последние - взяли

ООО "Вест лайн" подало единственную заявку на конкурс за право обслуживания последних остававшихся свободными трех пассажирских автобусных маршрутов. Конкуренции на торгах не возникло. В итоге аукцион был признан несостоявшимся, а ООО "Вест лайн" заключит договор на их обслуживание на пять лет как единственный участник конкурса. Итоги аукциона появились на сайте горадминистрации 13 июля.

Лот включал в себя три маршрута - N65 "Улица Иркутская - завод ГОО", N65а "Улица Иркутская - завод ГОО" (следует по улицам Менделеева и Ростовская) и N121 "Железнодорожный вокзал "Воронеж-1" - Студгородок ВПИ". Обслуживать эти направления будут автобусы малой и средней вместимости.

Как и в предыдущих транспортных конкурсах, обязательным условием для перевозчика стало обновление подвижного состава. Автобусы средней вместимости ("ПАЗы" и их аналоги) не должны быть старше девяти лет, малой (Ford и "Газель") - семи лет. Количество автобусов, которые необходимо модернизировать, прописано в проекте договора в зависимости от повышения тарифов на перевозки. Автотранспортное предприятие обязуется не допускать неудовлетворительного санитарного состояния автобусов, а также обеспечивать культурное обслуживание пассажиров - в том числе не допускать курения водителей в салоне, прослушивания ими музыки.

В ТЕМУ

В 2016 г. в воронежском городском пассажирском транспорте могут начать работу терминалы безналичной оплаты проезда. Они, с одной стороны, заставят водителя меньше отвлекаться от дороги, а с другой - позволят повысить номинальную собираемость платежей (что увеличит поступления в бюджет предприятий и, соответственно, их налогооблагаемую базу).

Прямая речь

Александр Гусев, глава Воронежа:

- Конечно, нам еще многое нужно сделать, чтобы улучшить ситуацию с культурой водителей городского пассажирского транспорта. Для этого мы будем использовать самые различные возможности, в том числе технические. Сегодня у нас уже весь транспорт оснащен системами ГЛОНАСС, с помощью которых диспетчер в МБУ "Центр организации дорожного движения" может контролировать все, что происходит с тем или иным автобусом, работающим на маршруте. Планируем в ближайшем будущем оснастить все машины и системами обратной связи, чтобы диспетчер имел возможность моментально просигнализировать водителю о замеченном нарушении им правил дорожного движения.