03 мая 2024

Воронежский квартирник представил фотовыставку Дианы Папиной

15.08.2015

Поначалу, откровенно говоря, увиденное озадачило: сухие деревья на фоне летней сочной растительности "рангом" пониже (трава, кусты) - что тут особенного? Претендующего на художественную значимость и законченность? Сплошь и рядом встречается... Пояснения, однако, автора - незамысловатые, но исчерпывающие - поставили все на свои места: фотовыставка под названием "Се человек" призвана показать, во что современный гомо сапиенс превращает живую природу. Не - способен превратить, а - именно превращает...

Тициан в помощь

- Меня всегда останавливали, притягивали виды каких-то отживших элементов растительного мира, - рассказывает автор выставки Диана Папина. - Это ведь очень обидно: десятками, а то и сотнями лет жило себе дерево, поживало, и вдруг - на тебе: человеческой волей эта великая жизнь прерывается...

- Именно поэтому выставка, экспонаты которой человека не показывают - его нет ни на одном кадре - называется "Се человек"?

- Да, поэтому. Тут не на последнем плане (кроме чисто разъяснительного аспекта - вот что мы, граждане-товарищи, делаем по своему скудоумию) - отсыл к картине "Се человек", созданной итальянским художником Возрождения Тицианом Вечеллио в 1543 году. Признанный шедевр Тициана, который перенес евангельские события в действительность своего времени.

- Но у Тициана не природа "в объективе"...

- Да, конечно. Но авторское прочтение того или иного выражения еще никто не отменял, верно? Используя эту крылатую фразу, мне хотелось привлечь внимание зрителя к деяниям именно человека. Во всем их драматизме и внутренней динамике, которые есть у Тициана.

Куда ни кинь

- Диана, а где нашла подходящую "натуру"?

- Совсем неподалеку от Воронежа - 25 минут езды на маршрутке. Не думаю, что у нас таких мест - дефицит. Куда ни кинь... Хотя конкретное место съемки я присмотрела давно. И с течением времени наблюдала, как оно меняется. Как стремительно деградирует. Не заметить такой процесс - все равно, что пройти мимо скулящего уличного пса.

- Ты сделала свою выставку в формате квартирника. Что, уверена в том, что в "официальные" залы ее не пустили бы?

- Вовсе нет. Просто задача стояла показать этот визуальный пласт друзьям. А их ведь много не бывает, правда? Так зачем нам огромные выставочные площадки? Все прекрасно разместились в зале типовой трешки...

- Мнения уже услышала?

- Скорее, не услышала, а почувствовала. Слова - всего лишь слова. Выражения лиц - сильнее.

- Папина - это псевдоним?

- Конечно. Настоящая фамилия - Попова. Но отец, которого уже нет на свете, так много значил в моей жизни, что я - Папина на все времена. Он, кстати, и природу научил понимать. Видеть, чем она дышит, чем болеет...

Возвращаясь с вернисажа, встретила я знакомого. Рассказала о том, что видела и слышала в квартире на Ленинском проспекте. "А не выдумала ли ты эту странную Диану? - поинтересовался собеседник, оценивший экспрессию моего рассказа. - Типа, как Гумилев - Черубину де Габриак?"

Может быть. Хотя какая уж тут интрига...

наша справка

Сюжет картины Тициана "Се человек" таков: на площади перед Пилатом, указывающим со словами "се человек" на истерзанного пытками Христа, шумит нарядная толпа людей: воины и изысканные юноши, всадники в рыцарском облачении и в восточном стиле, стражники с алебардами. Композиция строится на укрупненных динамических ритмах, язык поз и жестов аффектирован и усложнен. Историческая драма разыгрывается в мире полного волнения. Оно захватывает участников события стремительным движением; на заднем плане, ярко освещенные, движутся руки невидимых зрителю людей, победоносно поднимаются к небу алебарды, копья и развевающийся стяг.