05 мая 2024

Как помочь читателю полюбить писателя

21.08.2015

Воронежская художница Наталья Коньшина известна, прежде всего, как иллюстратор произведений другого нашего земляка - знаменитого Андрея Платонова. Уже один этот факт свидетельствует о том, что человек легких путей в творчестве не ищет: Платонова и понять-тоВ  не каждому под силу. Его принято считать сложным писателем…

Не филолог, а туда же

Как же вышло, что девушка выбрала такую непростую стезю? Каково оно - "рисовать Платонова"? И как происходит эта работа?В  Именно об этом шла речь на творческой встрече с Натальей, не так давно состоявшейся в областной библиотеке имени Никитина.

В - Как работает художник-иллюстратор? Такой простой вопрос - а уже ставит в тупик, - улыбнуласьВ  Коньшина. - Знаете, это весьма тонкий процесс. Главное в нем - чтобы произошел контакт с книгой.В  Вот читаешь книгу - и она тебя чем-то цепляет. Темой, сюжетом, настроением. И неожиданно возникает какая-то реакция - в виде образов. Тогда рука сама тянется рисовать. Когда я стала набрасывать иллюстрации к роману "Чевенгур" - все произошло именно так. Это было в 1998 году.

Художница рассказала, что сделала тогда очень много эскизов. Но не решалась оформить их во что-то серьезное. Все думала: "А нужно ли это кому-нибудь"? Случай расставил все на свои места...

В - Однажды мы с мамой подошли к известному литературоведу Олегу Григорьевичу Ласунскому, - вспоминала Наталья. - Я ему рассказала, что очень люблю "Чевенгур". Делаю иллюстрации, эскизы. Олег Григорьевич, побеседовав со мной, отметил, что впервые видит человека, который так сильно увлекся Платоновым, не являясь при этом филологом. И сказал: "Наташенька, нарисуйте, а мы придумаем, где это показать".

После той памятной встречи Наталья три месяца "переводила эскизы в материал". Работа оказалось нетривиальной: важно было свободно оперировать различными тонкостями исторического плана. Доподлинно знать, как выгляделиВ  крестьянские костюмы, избы, предметы утвари платоновскогоВ  времени. А Интернет в конце девяностых был, мягко говоря, не распространен. Пришлось лезть во всевозможные справочники…

Любовь не дается легко

В - Поначалу я планировала, что иллюстративный ряд будет цветным, - заметила Коньшина. - А когда сделала первые заливки коричневым и синим цветами, мне очень понравилось то, что остаются белые, незакрашенные пятна. Я сознательно их оставила, чтобы была некая кажущаяся незавершенность, адекватно говорящая о внутреннем мире платоновских героев.

В По словам Натальи Коньшиной, когда художница приступала к "Чевенгуру", она не думала, что это выльется в многолетнюю работу по произведениям Андрея Платонова. Почему же так случилось?

- Я до сих пор перечитываю Платонова и постоянно открываю в его текстах что-то новое, - заверила Наталья. - Удивляюсь многообразию и многослойности образов, тонкости оборотов. А кажущаяся сложность его произведений - даже подстегивает. Хотя я понимаю, что тот, кто впервые откроет эти книги, вполне может испугаться языка и стилистики. И почти сразу же книжку закрыть. А мне хочется помочь полюбить и понять этого автора. Он же не похож ни на кого,В  даже сегодня, когда писателей - великое множество.

Однако, призналась Наталья, такая любовь не дается легко. Она забирает все силы - и иногда приходится сознательно делать перерывы. И постоянно искать новые методы, применимые именно к тому произведению, которое нужно проиллюстрировать.

- В 1999 году все тот же Олег Григорьевич ко мне обратился с просьбой проиллюстрировать очерк "Житель родного города". Очерк впервые вышел в журнале "Огонек" в 1946 году. Но цензура из первого издания многое повырезала. Ласунский же смог найти оригинальную рукопись. Он решил, что к столетнему юбилею писателя было бы замечательно выпустить книжку в первоначальном варианте. И предложил мне ее оформить. Для этой работы пришлось изучить много краеведческой литературы. Ведь после войны город был основательно разрушен. А мне важно было иметь ясное представление о том, как выглядел Воронеж на тот момент.

"Комиксный" Платонов

В  В 2006 году художница реализовала совместный проект со школьным музеем при гимназии имени Андрея Платонова. Коньшина подготовила набор иллюстрированных открыток - в помощь учителю-филологу. По тем произведениям, которые изучаются в рамках школьной программы: "Возвращение", "Житель родного города", "Река Потудань", "Котлован"…

- Иллюстратор - соавтор писателя, - отметила Наталья. - Художник должен помочь обрести произведению некий визуальный образ. Книжки без иллюстраций иной раз воспринимаются очень тяжело. Читаешь-читаешь, а фантазии зацепиться не за что.

Книга, по словам Натальи Коньшиной, - не только интересный собеседник, но и учитель. Источник той чистой мудрости, которую, по нынешним временам, мало где в таком виде можно почерпнуть. Поэтому отношение к слову автора - бережное и трепетное. Одна из отличительных черт Коньшиной - отсутствие "отсебятины": иллюстрации должны отражать все же идею писателя, а не художнические домыслы и "вариации на тему".

- Иногда приходится осваивать новые формы. В прошлом году актер Камиль Тукаев предложил оформить мне спектакль-читку "Шарманка". Он захотел, чтобы оформление было решено в виде комикса. Когда я впервые услышала от Камиля про комиксы - очень удивилась: как это может сочетаться с Платоновым? Но потом подумала: почему не попробовать? Вышел некий вариант трансформации произведения в комиксовый вариант и помещение полученного результата в театральное пространство. В прошлом году спектакль прошел в рамках "Платоновского фестиваля"… К сожалению - всего один раз. В постоянный репертуар ТЮЗа постановка не вошла.

досье "берега"

В Наталья Коньшина родилась 21 февраля 1974 года в Воронеже. Окончила Воронежскую художественную школу, Воронежское художественное училище (отделение промышленной графики).В  "Творческая индивидуальность Натальи Коньшиной зиждется на острой потребности собственного выбора, отнюдь не рассчитанного на скорый коммерческий эффект, - считаетВ  искусствовед ВладимирВ  Добромиров. - Художник глубоко чувствующий, вдумчивый и чуткий, Наталья реализует себя только в темах, созвучных ее мировоззрению. Проникнувшись важной для нее мыслью, работает легко, с упоением и без надрыва. Потому-то каждая ее работа и представляется очередным свидетельством ее человеческого и художнического таланта".