29 апреля 2024

Кто обманывает покупателей в Интернете и как этому противостоять

02.09.2015

Стремительно покоряющий все новые и новые вершины курс доллара, а также дефицит хороших и доступных товаров в оффлайн-магазинах вынуждают людей активно делать покупки на интернет-площадках. Благо даже зарубежные торговые "гиганты", привязанные, опять-таки, к валютному курсу, зачастую предлагают потребителям ну очень завлекательные условия. Как не клюнуть-то, когда денег в обрез?

Цены - низкие, лица - частные

Есть, однако, серьезная проблема. И это - даже не работа почтовых служб, давно ставшая притчей во языцех (при пересылке, к слову, они умудряются терять даже холодильники и многотонные заводские станки). Самый-самый "абзац" - мошенники всех мастей и национальностей. Таких деятелей в Интернете - пруд пруди. Сеть дала им практически неограниченные возможности для "работы".

И все же - не прячьте ваши денежки по банкам и углам. Конечно, риск нарваться на "кидалу" есть всегда. Но, зная несколько несложных правил покупки на интернет-аукционах, вы сможете этот риск свести к минимуму. "Берег" собрал и систематизировал эти правила для вас.

Первым делом скажем о зарубежных площадках - таких, как, к примеру, международный "Ebay" или китайский "Aliexpress". Цены там действительно частенько очень низкие, а товары - сплошь редкие и россиянам недоступные. Не стоит, однако, забывать о том, что такие сайты - никак не магазины. А всего-то интернет-серверы, предоставляющие частным продавцам право реализации своего (частенько бывшего в употреблении) товара. Следовательно, дело вы будете иметь именно с частными лицами.

Все через кассу!

Площадки, кстати сказать, весьма заинтересованы в том, чтобы поддерживать имидж "безопасного для покупателей магазина". Поэтому они придумали массу возможностей, позволяющих с высокой долей вероятности идентифицировать добросовестного продавца. Главная из них - отслеживание рейтинга. У каждого пользователя площадки есть история сделок: детальный перечь покупок, продаж и комментариев, оставленных контрагентами. Заходите на страницу продавца и читайте. Многое станет понятно уже на этом этапе.

Смотрите не только на количественные показатели. Вникайте в ситуацию. Если человек сделал себе большой рейтинг на продаже всякого хлама стоимостью в 1-2 доллара, а потом стал продавать товары по 500-700 долларов - это повод призадуматься. Никогда не лишне уточнить детали, попросить прислать реальные фото продаваемого предмета в разных ракурсах. Так вы хотя бы поймете, что у продавца действительно есть то, что он выставил на продажу. Не гарантия, конечно, но уже кое-что.

Следующий этап - оплата. Покупки из других стран обязательно следует оплачивать через международные платежные системы вроде PayPal. Именно они выступают в роли "кассы", специально заточенной под интернет-сделки. То есть, максимально удобны и безопасны для вас. Запомните: переводы "на адрес" или анонимные переводы "на номер" - практически гарантия того, что впоследствии вас обманут. Равно как и слезные истории о том, что "я лежу в больнице и поэтому не смогу принять ваш платеж через PayPal". Пожелайте выздоровления и отправляйтесь на поиски другого продавца. Если, конечно, нет мечты подарить деньги тому несчастному парню.

Почему так? Дело в том, что в специализированных системах есть опция "открыть спор". Допустим, открываете. Детально описываете возникшую проблему. Прикладываете "доказательства": сканы квитанций, скриншоты переписки - нечто, подтверждающее истинность ваших слов. Служба технической поддержки вникает в ситуацию, дает право "высказаться" второй стороне. И, если продавец промолчит или не предоставит доказательств исполнения своих обязательств - деньги вам вернут. Вуаля! Не то, чтобы уж очень удобно - но, опять-таки, лучше, чем ничего.

Вкус бесплатного сыра

Не забудьте о том, что спор по одному лоту можно открывать только один раз. Мошенники-то об этом помнят прекрасно. И зачастую пользуются. Снова моделируем ситуацию. Покупатель открыл спор. Продавец, потянув время (ему это на руку), присылает письмо приблизительно такого содержания: "Дорогой друг! К сожалению, почтовая служба такая-то вернула мне назад посылку для вас. Они ответили, что не смогут выполнить заказ на транспортировку груза. Но теперь я его отправил через другую службу. В благодарность за ожидание и в качестве извинения за возникший неприятный нюанс посылаю вам компенсацию в 10 долларов". Довольный покупатель принимает десятидолларовый перевод, закрывает спор и на том успокаивается. Надо ли говорить, что ему никто ничего не отправлял? И, поскольку спор закрыт, своих денег человек уже не увидит. За вычетом той самой "десятки". Которая для мошенника - капля в море.

Важно помнить и то, что период возможного открытия спора обычно ограничен. Скажем, 30 календарных дней с момента продажи лота. То есть, если на 29-й день вы ничего не получили - смело можно открывать спор. Иначе будет поздно.

Ну, и здравый смысл никто не отменял. Не может новый плащ стоить 2 бакса! Ну не может - никак! Покупая его, вы, вроде бы, ничем и не рискуете. Но по факту, скорее всего, окажется, что ваша покупка - всего лишь "винтик" в большом механизме под названием "накрутка рейтинга". Купят у продавца 200 таких плащей. Деньги "обманутым вкладчикам" он вернет. А отметка о сделке-то останется! В свою очередь, "рейтинг из воздуха" ему понадобится для того, чтобы дальше проворачивать уже более серьезные аферы - не двухдолларового оборота. Так что - думайте сами, решайте сами.

На одном языке

Куда меньше "тонкостей" при покупке на российских интернет-аукционах. Пока, правда, этот сектор рынка временно "полуживой": в августе неожиданно закрылся крупнейший и наиболее "раскрученный" аукцион, до этого успешно работавший на протяжении пятнадцати лет. Продавцы сначала нашли один аналог, потом - другой. Но обе площадки-преемника пока, по субъективным ощущениям, и близко не имеют такого количества покупателей. В качестве флагмана, очевидно, останется одна, но пока на рынке - разброд и шатание.

Хотя российские торговые площадки и не могут похвастаться столь низкими ценами и эксклюзивными предложениями, интересного все-таки там тоже хватает. Но как быть с мошенниками и кидалами?

Да, собственно, практически так же: внимательность, внимательность и еще раз внимательность! Большинство продавцов проходит процедуру верификации. На разных площадках она может называться по-разному, но суть в том, что торговцы должны предоставлять площадке данные о своей прописке и прочую ценную информацию. Только после проверки которой и присвоения статуса "проверенный продавец" сайт открывает доступ продавцу к своему полному функционалу.

Удобно то, что перед покупкой можно задать вопрос о лоте. И вообще - пообщаться. По манере переписки сразу станет понятно, кто перед вами, и стоит ли иметь с ним дело. Разговор на одном языке дает массу возможностей; скрытых - в том числе. Но помните: мошенники не теряют времени даром, постоянно изобретая новые способы отъема денег у мирного населения.

Буква закона

Согласно ст. 14.7 Кодекса об административных правонарушениях, введение в заблуждение потребителя относительно свойств или качества товара (работы, услуги) влечет наложение штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тыс. руб., на должностных лиц - от 10 до 30 тыс. руб., на юрлиц - от 20 до 50 тыс. руб.