29 апреля 2024

Что могут "особые" мальчики и девочки

17.09.2015

На недавно прошедшей ярмарке-выставке "Воронеж - город-сад" работала необычная площадка. Она предназначалась для детей с особенностями ментального развития.

Все со смыслом

В общем-то, со стороны этот небольшой уголок Советской площади ничем не выделялся. Ярко оформленный, утопающий в цветах и диковинных растениях, застланный мягким покрытием в виде газончика, заполненный игрушками, он больше напоминал детскую площадку. Единственное отличие, которое могли заметить гости, так это оборудованный пандусом вход в "специальную" зону.

- Обратите внимание - у нас стоят коробки. Это будущие "сады", - пояснила заместитель директора по воспитательной работе реабилитационного центра "Парус надежды" Наталья Корыстина. - Пришедшим сюда детям наши воспитатели предлагают выбрать растение и посадить его в свой "сад", потом - оформить элементами ландшафтного дизайна. Например, камешками, которые окрашены в нарочито яркие цвета. Здесь ребенок становится автором. Это очень важно для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), поскольку в такой ситуации они сами проявляют инициативу.

Открыто для всех

Еще специалисты центра приготовили для маленьких гостей ярмарки мастер-класс по мультипликации. Очень важно, говорят эксперты, что дети проявляют фантазию, работают в команде, находятся в обществе. К тому же площадка для малышей с особенностями ментального развития была открытой - сюда могли заглянуть и обычные дети, и взрослые. Это - очень хороший опыт инклюзивных мероприятий.

Устраивать подобные площадки на крупных событиях - практика совершенно новая и для региона, и в целом для страны. Ее сейчас и пытаются внедрить в жизнь специалисты "Паруса надежды". Не всегда все проходит гладко. Например, на выставке-ярмарке один мальчик с РАС отказался участвовать в программе. Случается, неадекватно воспринимают "особых" детей обычные люди…

Однако, считает специалист, этот опыт нужен и важен. Так ребята, страдающие ментальными расстройствами, учатся находиться в обществе. А общество, в свою очередь, учится принимать "иных" людей.

Кстати

Уже несколько лет в регионе работает уникальная программа "Аутизм. Маршруты помощи". Она предусматривает построение комплексной системы, иначе - маршрута реабилитации и социализации ребенка с расстройствами аутистического спектра, начиная с рождения и до вступления во взрослую жизнь. Помогает адаптировать детей с РАС к жизни в социуме и воспитать их как полноправных членов общества. В этом году в рамках проекта в двух воронежских школах - NN 6 и 92 - открылись классы инклюзивного образования.