27 апреля 2024

Воронежский прозаик издал "детскую литературу"

06.10.2015

Имя этого автора - гарантия качества текста. Любого; член Союза российских писателей, один из лучших воронежских журналистов Александр Ягодкин каждой своей публикацией (в числе которых - несколько прозаических книг) подтверждает статус профессионала с большой буквы. Я столь громкого заявления не боюсь: и самый придирчивый критик не найдет в сочинениях Ягодкина того, что называют халтурой, письмом "левой пяткой" или, того хуже, безграмотной "портянкой".

Нереальная доброта

Тот же тщательный подход к делу - творчеству - продемонстрировал писатель очередной своей книгой: на сей раз - детской. Она адресована малышам, что не помешало автору выбрать приключенческий жанр. В этом тоже - весь Ягодкин: ему важен Человек - с ним он и разговаривает. О нем же самом. А уж сколько Человеку лет - дело пятое…

"Тут Барбос догадался, что его хотят подарить какой-то девочке вместо куклы. И ему стало жаль ее. Разве приятно получить в подарок красивую коробку, перевязанную голубой лентой, открыть ее и увидеть вместо новенькой куклы старую потертую собаку?.."

Книга-рассказчик, книга-друг, книга-учитель, книга-воспитатель… Пожалуй, перечень определений можно длить, но такой задачи у меня нет. Главное - маленькому читателю предложено интересное, во всех смыслах, чтение. Чем же оно интересно?

"Приключения Барбоса": название, которое ни оригинальным, ни интригующим не назовешь. Но при всем том оно властно "зовет" заглянуть за обложку: о каких-таких приключениях пойдет речь?

Я предполагала, что, прочитав страниц несколько, отвечу на этот детский вопрос без труда. Но - не тут-то было; "проглотила" всю "барбосину" залпом, нижайшее спасибо автору. Реальность ведь наша - все жесточе и холодней, едва ли не с каждым днем. А он - про доброту и душевную теплоту пишет! Да так, что глаза увлажняются…

Вера, надежда, любовь

Сюжет - очень жизненный, на мой взгляд. Маленький хозяин забыл любимую игрушку во дворе - и пошла она "по рукам". Дело случая: то другому мальчику плюшевый Барбос доставался, то девочке. А потом и вовсе в прорубь угодил. И покоился там до тех пор, пока по весне рыбаки со своими вездесущими крючками не пришли. Трагические минуты псина пережила…

"Со временем его затянуло в ил с головой. Остались торчать только край уха и часть передней лапы. И больше Барбос уже ничего не видел. Да и на что было смотреть?.."

Концовка - оптимистичная: потерянная игрушка вернулась к владельцу, растроганному такой щедростью Фортуны. Читатель тоже ликует: он ведь уже воспринял "ненастоящую" собаку, как живое существо! Абсолютно одушевленного персонажа с большой и трудной судьбой. Причем ничего искусственного в этом направлении автор, далекий от морализаторства, не предпринял: он то и дело напоминает ненароком, что его герой - игрушка. Но нам уже как-то без разницы - плюшевая она или во плоти; милосердие - штука своевольная и, к счастью, неистребимая. Как и великая сила искусства, это самое милосердие к жизни вызвавшая…

Последние слова повести можно расценивать, как диагноз-прогноз нашему небеспроблемному существованию - "все будет хорошо". И ведь веришь! Сам тон повествования заставляет…

Отмечу и оформление книги (рисунки Татьяны Шабановой): она именно для ребенка сделана. С любовью к нему, с пониманием эстетических потребностей. Текста - немного, в сравнении с иллюстрациями: крупными, сочными и одновременно очень простыми. Они - стилистически - напоминают те, что некогда украшали советские издания; не знаю, кто как, а я, возвращаясь мысленно в "застойное" время, больше всего по книжкам своего детства скучаю. Так что надпись на подаренном автором экземпляре - "на память о детстве" - тоже "в яблочко" выстрелила: в этой золотой поре я и побывала - благодаря Барбосу Александра Ягодкина.