|
||
Александр Филиппенко - об отказе от сериалов и любви к литературе09.10.2015 На днях популярный артист театра и кино Александр Филиппенко сыграл в нашем городе моноспектакль "Смех отцов". Эта бесподобная двухчасовая читка (так и хочется написать - "шоу") содержит в своей основе произведения классиков прошлого века - Михаила Зощенко, Николая Эрдмана, Сергея Довлатова. И даже "сложного" Андрея Платонова. Не семь цветов радуги "Фишка" действа в том, что своим обаянием и необузданной актерской энергией (не смотрите на то, что Филиппенко - 71 год; это - разве что по паспорту) Александр Георгиевич оживляет любой текст настолько ярко, что оторвать взгляд от сцены просто невозможно. Таким же "человеком-театром" артист выглядел в общении с журналистами: он заливисто смеялся и активно жестикулировал. Но, главное, рассказал много интересного. - Александр Георгиевич, не так давно вы принимали участие в онлайн-читке Чехова. До этого у вас был подобный эксперимент с текстом Гоголя. Вам близок такой формат? - Формат - да. Новые возможности - это всегда интересно. Другое дело, что распорядиться такими возможностями можно по-разному. Вот после этих чтений Чехова жена мне рассказала, что меня в середине отмонтировали, и текст продолжила читать другая актриса. Ладно, я не против, это режиссерский ход. Но хотя бы предупредите актера о том, что так будет! Сама идея-то онлайн-чтений - прекрасная. Но когда любым делом начинают заниматься троечники - возникают неприятные нюансы. А читать такие тексты - для меня счастье. Сейчас, кстати, все чаще просят почитать поэзию, стихи о любви. Это радует, потому что зрители успели отвыкнуть от образного мышления, которое и заключено в поэзии. А все эти сериалы наши приучают зрителя к семи цветам радуги - то есть только к первому слою ассоциаций. - А зачем же тогда вы снимались в "Бедной Насте" и "Адъютантах любви"? - Я попробовал - и мне все стало понятно. Теперь от подобных предложений сразу отказываюсь. А вот бедные молодые актеры вынуждены сниматься в таком кино. Помню, поклонники как-то, даря цветы, попросили не сниматься в "Моей прекрасной няне". Но что я мог поделать? Там же были задействованы мои друзья из Щукинского, я не мог отказать… Понимаете, в сериалах есть только предлагаемые типажи. И никакой чеховщины - ни в коем случае. Место в формуле - При всем том понятно, что выбор у вас есть: Александру Филиппенко наверняка предлагают и хорошие кинороли… - Да. Из последних событий: режиссер Ярослав Чеважевский, с которым мы снимали "Счастливый конец" с Деревянко и Колокольниковым, предложил роль. Небольшую, но очень яркую роль - в фильме "День до". Не могу выдать подробностей. ВыйВдет фильм в марте. Там будет три или четыре коротких новеллы. Я снялся в одной, но зато это такая яркая роль! Фантасмагория, трагифарс!.. - Вы любите Гоголя, Чехова, Довлатова. А из современных писателей вам кто-нибудь интересен? - Виктор Пелевин и Владимир Сорокин. Но это все - постмодернизм, который я не очень принимаю. Они только для чтения у торшера, со сцены эти вещи нельзя читать. - Вы сыграли более восьми десятков ролей в кино. Какие работы особенно любимы? - На первом месте для меня, конечно, "Мой друг Иван Лапшин" Алексея Германа. Потом - два варианта "Мастера и Маргариты". Далее - "Командир подводВной лодки" и "Убегающий август". Кто-нибудь видел "Убегающий август"? Нет? А я там, между прочим, героя-любовника играл. И как-то ко мне подошел парень и сказал: "Вы мне спасли жизнь. Я в армии смотрел этот фильм, как раз в тот момент, когда поругался с девушкой. И подумал: неужели я такой же дурак, как Филиппенко? Включу газ и убью себя? Нет, не буду". - Про вас как-то рассказывали, что из всех режиссеров вы подчиняетесь только Роберту Стуруа. Неужели он - единственный режиссер, у которого вы, не раздумывая, согласитесь играть в театре? Или сниматься? - Актер должен понимать свое место в формуле. Меня устраивает формула Стуруа. А еще - Романа Виктюка, Михаила Макеева. А недавно я согласился сыграть в спектакле потрясающего режиссера, настоящего художника Дмитрия Крымова. В его спектаклях всегда происходит буйство театральной фантазии. Правда, он предложил сделать спектакль по Хемингуэю, а мне бы, конечно, больше хотелось Булгакова или Салтыкова-Щедрина. Но я ему доверяю. Азазелло в коридоре - Вам, будем говорить прямо, совсем немало лет, а энергии - хоть отбавляй. Поделитесь секретом молодости. - Что касается возраста, у Юрского в спектакле есть замечательная фраза: "Без цифр, без цифр, только общие понятия…" Наверное, секрет в том, что зрители дарят мне массу положительной энергии. А я - им. Еще меня часто спрашивают - как можно запомнить столько текста? Да того же Платонова читать - одно удовольствие! Его тексты - как персидская сирень на губах. Этот образ я подхватил у писателя Юрия Олеши, он мастер образного письма. После Платонова люди за кулисы с квадратными глазами заходят, говорят: "Так не пишут сейчас". - На своей страничке в социальных сетях вы недавно похвалились куклой Азазелло (именно эту роль в "Мастере и Маргарите" играл Филиппенко - прим. авт.), сделанной украинским художником Игорем Кириченко. Кто вам ее подарил? - О кукле, которая немного похожа на меня, случайно узнали мои жена и дочь. Они мне ее и подарили. Знакомая художница писала в Интернете, что автор, мол, хочет ее сжечь. Какой-то мистикой от этой вещицы веет. Но мне сказали, что кукла оттягивает негативную энергию, поэтому хорошо, что она у меня есть. Азазелло этот - полуметровый, я его в коридоре поставил. - Доводилось ли принимать необычные подарки от поклонников? - На день рождения жены нам подарили собаку. Вот такая неожиданность. Теперь у нас - аж три пса. Все - породы норвич-терьер; замечательные, просто чудо. Зовут Ричард, Буся и Буги-Вуги. Они не гавкают. Исторически, говорят, кембриджские студенты научили их не лаять, чтобы собаки не мешали заниматься. - Вы часто ездите на гастроли. Что обычно с собой берете в дорогу? - Есть специальный гастрольный чемоданчик. Но его собираю не я: со мной всегда ездит дочь Александра, и эту обязанность я "взвалил" на нее. Я стал брать дочку с собой еще с 90-х годов - она помогала на выступлениях, в нужном месте включала музыку. Так вдвоем теперь и ездим. Справка "Берега" Александр Георгиевич Филиппенко - советский и российский актер театра и кино, народный артист России. Родился 2 сентября 1944 года в Москве, школу окончил в Алма-Ате - с золотой медалью. В 1962-м стал членом студенческой команды КВН МФТИ (чемпионы Клуба 1962/1963). В 1967 году окончил Московский физико-технический институт, факультет молекулярной и химической физики по специальности "Физика быстропротекающих процессов". Два года работал старшим инженером в Институте геохимии АН СССР. В 1974 году окончил театральное училище им. Б.В. Щукина. В 1975-м поступил в труппу Академического театра имени Евгения Вахтангова, где проработал 20 лет. С 1996 года - руководитель театра "Моно-Дуэт-Трио" при Москонцерте. В сентябре нынешнего года актер принял участие в театрализованных онлайн-чтениях произведений А.П. Чехова "Чехов жив". Только факты Первой женой Филиппенко стала Наталья Зимянина, от которой у артиста - дочь Мария (филолог, журналист, преподаватель) и сын ПавелВ (музыкант, экс-вокалист группы I.F.K., ныне лидер группы F.A.Q.). СВ 1979 года Александр Георгиевич женат наВ Марине Ишимбаевой (режиссер телевидения), в браке с которой родилась дочь Александра. Сегодня она - кандидат исторических наук, переводчик, звукорежиссер. |
||
© 2024 Агентство информации ФАКС (AiFAX) - Новости Воронежа и Черноземья Все права защищены |