29 апреля 2024

Галерея "Нефта" показывает чеканку Александра Муханова

28.10.2015

Выставка, развернутая нынче в художественной галерее "Нефта", называется весьма претенциозно - "Ангелы и демоны. Принцип лабиринта". И оставляет впечатление фундаментального, отчасти даже монументального труда: медиевист Александр Муханов выставил чеканку, посвященную, по определению автора, взаимоотношениям Добра и Зла, Света и Тьмы, Хаоса и Порядка.

Рискованный опыт

"Мне, - добавляет Александр Владимирович, - хотелось выступить на стороне сил Света, найти свой способ художнического служения..."

Что касается воплощения этого принципа в жизнь - Муханов объясняется достаточно внятно. Признается, что его всегда влекли проблема художественной тайнописи и язык символов, поэтических метафор, притч и аллегорий. А поскольку глубины Света и Тьмы, равно как и соответствующий язык, сконцентрированы по максимуму в христианском мировоззрении ("и прежде всего, - уточняется, - в эпоху Средневековья") - именно этот материал стал предметом художественного осмысления.

- Я называю себя художником-медиевистом, - говорит автор. - Поскольку в основном обращаюсь к средневековой тематике и формам, способам отображения той эпохи. Я вовлекаю зрителя в творческий процесс: он становится сопричастником тревожных предчувствий автора. Опыт мой в известной степени рискован, ибо совершенно очевидно, что даже в области богословской мысли нет единого взгляда на те или иные события. Но на то и существует творчество, которое по определению предполагает свободу видения различных процессов.

Обуздание Хаоса

Муханов подчеркивает: свои работы он старается не объяснять, справедливо полагая, что зритель "сам должен попытаться понять и, скорее, прочувствовать их". Не столько сознанием, сколько подсознанием. Что же касается витиеватого названия выставки - расшифровать его призван манифест, составленный автором.

"Из всех изобретений культуры по обузданию сил Хаоса лабиринт является самым замечательным, - декларирует сей документ. - Это особый тренажер для процессов посвящения, проходивших в 12 ступеней по зодиакальному кругу. Смысл образовательной подготовки посредством лабиринта, прежде всего, энергетический - научить управлять энергиями разной интенсивности. Лабиринт показывает, что погружение в уплотняющийся Хаос должно осуществляться не как стихийный энергетический "коллапс", но целенаправленно и с обязательным обладанием силами Хаоса..."

Не стану утомлять читателя продолжением цитирования: углубляться в оригинальное, своевольное даже теоретизаторство - не цель данного материала. Для нас, зрителей, главное то, что "Нефта" показывает крепкого мастера, владеющего сложной (и теперь уже редкой) техникой. Так что - спешите видеть! И, при желании, разбираться со сложным авторским миром.

Справка "Берега"

Художник-медиевист Александр Муханов родился в 1955 году в Воронеже. Окончил исторический факультет ВГУ, Воронежское художественное училище. Участник городских, тематических, зональных выставок. С 1972 по 1993 годы с перерывами трудился в воронежском Художественном фонде чеканщиком. Принял участие в оформлении ряда городских объектов.

С 1994 года перешел на индивидуальную творческую работу, в результате чего создал серию произведений (свыше 50) в металлопластике на тему "Откровение Иоанна Богослова, "Апокалипсис", на алхимическую тематику, иллюстрации приемов психоанализа Карла Густава Юнга. Разрабатывает в чеканке изображения православной иконы; всего переведено в металл свыше 70 православных икон. Также изготовляет оклады, ризы для икон разных размеров.