05 мая 2024

Маленьким зрителям предлагают учиться и играться

06.11.2015

Детский театральный фестиваль "МАРШАК", что проходит в нашем городе в эти дни, и впрямь небезосновательно претендует на статус аналога знаменитого теперь уже Платоновского! Спектакли, включенные в афишу форума - что называется, как на подбор. Полфестиваля уже прошло - и ни одного разочарования! Когда такое было?

Очаровательная "Русалочка"

А открыла программу форума "Русалочка" - спектакль Екатеринбургского театра юного зрителя, будто специально созданный для того, чтобы очаровать воронежского зрителя с первых тактов фестиваля. Не просчитались организаторы: известная сказка Андерсена об отважной морской принцессе получилась именно сказкой - красивейшей, поэтичной, загадочной, волнующей. Со множеством спецэффектов, буквально не позволяющих оторвать глаз от того, что происходит на сцене. Тут даже про работу актеров говорить нет смысла: в предложенных интерьерах она становится как бы их органичной частью. Отважной Русалочке, готовой ради любви на все, сочувствуешь, ее болью болеешь. Но главное - с удовольствием впитываешь волшебную атмосферу спектакля, поставленного главным режиссером Красноярского театра юного зрителя, лауреатом спецпремии жюри "Золотая маска" Романом Феодори.

Не только режиссерская работа, но и сценография (может, даже - в первую очередь) - выше всех похвал. Эти лазурные пучины-глубины, где "проплывают" загадочные морские коньки, живут доисторические рыбы и прочие обитатели дна, включая созданных авторской фантазией…

"Роман Феодори и художник Даниил Ахмедов делают визионерский театр для детей, которым можно только позавидовать: после такого театра людям снятся иные сны", - заключает ресурс Colta.ru. Трудно поспорить - замечательное послевкусие от спектакля осталось! Жаль только, что некоторые родители привели в зал совсем уж крох, которые, само собой, раскапризничались - малышам интеллектуальные аллюзии режиссерского "полотна" явно не предназначены.

Плохие и хорошие макароны

Опера "Съедобные сказки", делегированная на фестиваль музыкальным театром имени Наталии Сац - сочинение изобретательное, прежде всего. И, в некотором смысле, функциональное. Автор одноименной книги Маша Трауб пояснила, что написала ее, дабы влиять (положительно, конечно) на аппетит собственного ребенка. Тут уместна параллель с "Джентльменами удачи", когда герой незабвенного Леонова предлагает детсадовцам взять космические ложки и навернуть ими космической каши. Правда, стилистически эти зрелища резко разнятся: герои "Съедобных сказок", во-первых, поют на сцене (и демонстрируют прочие "оперные" атрибуты - в пластике и т.д.), во-вторых - постоянно разбираются с тем, что такое хорошо, а что такое плохо. Обижают, к примеру, "плохие" макаронины хорошую - детки, по режиссерской задумке, должны делать выводы.

Спектакль напомнил авангардные мультики и того же плана литературу для детей; там отчетливо заметна претензия, а это - достоинство для художественного произведения сомнительное. Тем не менее, "съедобные" герои - эклер Валера, чернослив Норик, креветка Фира и другие - дают детворе уроки мудрости и сострадания, показывают, каких персонажей любить не стоит, а каких - наоборот.

Спектакль интересно оформлен, динамичен, хорошо "отформатировался" под малый зал театра драмы, где проходил показ. Да к тому же украшен "живой" музыкой - музыканты располагаются прямо на сцене. Так что рука мастера видна и здесь: поставил "Съедобные сказки" Георгий Исаакян - заслуженный деятель искусств РФ, лауреат престижных российских премий, включая "Золотую маску".

Ярко и не навязчиво

Самые искренние комплименты - музыкальному спектаклю "Бременские музыканты" питерской "Мастерской", профессионального драматического театра, основанного в 2010 году на базе актерско-режиссерского курса Санкт-петербургской академии театрального искусства. Это один из самых популярных театров сегодняшнего Санкт-Петербурга. Что, знаете ли, объяснимо - ребята, молодые актеры - работают с такими отдачей и удовольствием, таким свежим восприятием материала и ситуации, в которой этот материал представляется, что кроме как "браво" и сказать-то им нечего…

Кто не знает наизусть культовый советский мультик, где звучат хиты Геннадия Гладкова про "бяки-буки", "куда ты, тропинка, меня завела…" и пр.? Вот зал и подпевал хором - по доброй воле, без понуждения - то Трубадуру, то атаманше разбойников; благо к этим моментам актеры зрителя уже "завели". Яркий, темпераментный (и, вместе с тем, нисколько не навязчивый), остроумный интерактив, довольно простенький с точки зрения режиссуры, показала талантливая питерская молодежь - насколько нацеленная на работу, настолько же и прекрасно оснащенная актерски. Исполнители (те самые Кот, Петух и компания) владеют музыкальными инструментами, замечательно двигаются, живо, с изрядной долей непосредственности обыгрывают текстовые и смысловые находки. Даже выделять никого не хочется (хотя, конечно, не все одинаково блестящи) - чудный ансамбль у питерцев получился. И, соответственно, спектакль, поставленный по мотивам сказки братьев Гримм и мультфильма Екатериной Гороховской.

Прямая речь

"Мы хотели взять историю, которую все знают, и сделать на ее основе свою, - говорит Екатерина Гороховская о спектакле "Бременские музыканты". - Ребята сами много сочиняли. Надеемся, что получилась современная история про нас - про актеров, про дружбу, про чистоту".

Справка "Берега"

Екатеринбургский театр юного зрителя - один из старейших профессиональных театров для детей и молодежи в России. Основан в 1930 году. В разные годы театр возглавляли Владимир Мотыль, Юрий Жигульский, Юрий Котов, Дмитрий Астрахан, Владимир Рубанов, Георгий Цхвирава, Семен Лосев, Анатолий Праудин, Вячеслав Кокорин.

Есть мнение

"Хороших театров всегда и везде меньше, чем плохих, - считает почетный гость фестиваля "МАРШАК", президент АССИТЕЖ Адольф Шапиро. - На мой взгляд, в Воронеже собрано именно это меньшинство. Радостно, что такой замечательный фестиваль открылся в вашем городе в то время, когда многие фестивали отменяются или испытывают кризис. Человек может прожить без театра, но, мне кажется, это обеднит его. Обеднит на впечатления, которые получает театральный зритель".