27 апреля 2024

Воронежский "МАРШАК" объединил зрителей всех возрастов

13.11.2015

Детский театральный фестиваль "МАРШАК", завершившийся в Воронеже на днях, доказал, что первый блин необязательно получается комом. Успех форума очевиден каждому из тех, кому посчастливилось побывать на фестивальных спектаклях и мастер-классах. А посчастливилось - многим: в активе "МАРШАКа" - порядка 18 000 зрителей.

Читайте и играйте

Отличная находка - Дежурный по фестивалю, в роли которого выступил заслуженный артист России Камиль Тукаев. Он присутствовал на всех спектаклях, лично поздравлял актеров и режиссеров, провел с коллегами МАРШАКцию у памятника писателю, которая обещает стать традиционной. А также вел церемонии открытия и закрытия фестиваля; первую украсила прелестная "Русалочка" Екатеринбургского ТЮЗа, вторая "показала" спектакль "Леля и Минька" Российского академического молодежного театра (РАМТ).

Право закрыть форум предоставили главе Воронежа Александру Гусеву. Помимо мэра, со сцены говорила с воронежцами режиссер "Лели и Миньки" Рузанна Мовсесян, поздравившая город с успешным опытом проведения детского театрального фестиваля: "Столько разного и интересного мы увидели! Желаю, чтобы и в будущем году вы привезли лучшие постановки страны и мира!"

Прозвучало и послание зрителям и гостям форума Александра Маршака - внука Самуила Яковлевича. "Только плохое самочувствие не позволило мне присоединиться к этому замечательному празднику, но душой и мыслями я все дни фестиваля был рядом с вами, - заверил Александр Иммануэлевич. - Буду надеяться, что через год вы с новыми постановками опять посетите родной город Маршака и мы встретимся… Читайте, играйте Маршака!"

Итальянцы в России

Теплейшие отзывы о "МАРШАКе" оставили зрители - достаточно открыть Фейсбук, чтобы убедиться в этом. А президент Российского центра Международной ассоциации театров для детей и молодежи (ASSITEJ) Адольф Шапиро поделился с прессой наблюдением: "Хороших театров всегда и везде меньше, чем плохих. На мой взгляд, в Воронеже собрано именно это меньшинство..."

На мой - тоже. Единственным разочарованием - относительным, но все же - стал спектакль "Пиноккио", поставленный по мотивам повести Карло Коллоди Екатеринбургским театром кукол и Zaches Teatro (Италия) Луана Граменья. Коллективы - именитые: екатеринбургский театр, основанный в 1932 году - один из лучших кукольных в России. С 2002 года именно он проводит международный фестиваль театров кукол "Петрушка Великий". А кукольники флорентийского Театра Цахес (Zaches Teatro) в шутку называют себя "театром в чемодане", имея в виду мобильность труппы и компактность спектаклей - тоже качества почитаемые. Совместная же работа итальянцев и россиян получилась, по меньшей мере, странной. Многообещающее начало - замершая кукла на сцене, не поменявшая позы на протяжении как минимум получаса, в течение которого зрители рассаживались по местам, оказалась... "живой" актрисой! В отечественной интерпретации сказки она играла бы Мальвину, но у создателей спектакля - свои персонажи. И хотя непосредственно перед показом с детишками из зала провели небольшой интерактив - напомнили, чем итальянский Пиноккио, которому более 130 лет, отличается от русского Буратино, в тени которого благополучно пребывает (и, уверена, пребывать будет) - живости просмотру это не добавило. На мой взгляд, спектакль грешит несоответствием внешнего и внутреннего: "история о приключениях деревянного мальчика, который преодолевает множество препятствий и соблазнов на пути к своей человечности" (цитирую анонс), рассказана с помощью красивых, эффектных даже художественных средств, но - о чем она? На сцене - содержательный, скажем так, сумбур: прекрасные куклы, маски, выполненные вручную в лучших традициях итальянского площадного театра, "работают" на примитивный смысл каждой отдельной сцены, которой как бы чужд контекст. Получилось нечто винегретное, хотя - не без изыска (чего стоит один пиджак главного героя, для создания которого художники искали образцы обоев XIX века и переводили их узор на ткань): глазу приятно, а на вкус - на любителя...

От чистого сердца

Совсем иное впечатление произвел лауреат "Золотой маски" в трех номинациях ("Лучший режиссер", "Лучший художник", "Лучший актер"), спектакль "Когда я снова стану маленьким" Большого драматического театр им.Г.А.Товстоногова (Санкт-Петербург), созданный по произведениям гениального Януша Корчака гениальным (не побоюсь) режиссером Евгением Ибрагимовым и сыгранный (не побоюсь еще раз) гениальным актером Тарасом Бибичем. Как сказал Камиль Тукаев - такие спектакли получаются, когда есть три совпадения: товстоноговский БДТ, великий Корчак и режиссер Ибрагимов. При том, что еще и Бибич имеется...

Воспоминания из детства: о первой любви, о детской правде во взрослом мире. "Эта история, - обещал сайт фестиваля, - будет интересна не только детям, но и их родителям, бабушкам и дедушкам, которым хочется вновь, пусть ненадолго, почувствовать себя маленькими. Спектакль вдохновлен жизнью и творчеством выдающегося польского педагога и общественного деятеля Януша Корчака. Он погиб в годы Второй мировой войны в газовой камере вместе с приговоренными еврейскими детьми - погиб добровольно, поскольку отказался оставить своих воспитанников. Но эта работа - не о трагическом финале Януша Корчака; напротив, постановка очень жизнеутверждающая, наполнена светом и надеждой".

Да, все так: от чистого сердца простыми словами - это наш случай. В спектакле создана та атмосфера, которую чувствуешь кожей и с которой не хочется, не хочется, не хочется (!!!) расставаться. Настоящий, а не приукрашенный детский мир с его открытиями, надеждами и трагедиями - вот главный магнит спектакля, камерного в лучшем понимании этого определения.

"Сегодня мы перестали обращаться к наивному театру, а для меня Корчак - это именно наивный театр. Поданный с той детскостью, искренностью, чтобы три поколения зрителей - дети, мамы с папами и бабушки с дедушками - могли найти в нем что-то свое", - поясняет Евгений Ибрагимов.

От всех поколений и от себя лично - самое громкое "браво"!

Будем знакомы

Евгений Ибрагимов - режиссер театра кукол, многократный лауреат премии "Золотая маска" и других наград. С 1998 по 2006 год был главным режиссером Хакасского национального театра кукол "Сказка", в разные годы возглавлял "Нуку-театр" в Таллинне, Малый театр города Ческе-Будеевице в Чехии. Работает с российскими и зарубежными театрами в качестве приглашенного режиссера.