30 апреля 2024

Воронежцы услышали "разнородный" джаз

17.11.2015

Одним из постулатов ежегодного фестиваля "Джазовая провинция", что завершился в Воронеже на днях, является стилистическое разнообразие звучащей музыки.

Ведь джаз - это не только стандарты "прекрасного далека", ставшие классикой жанра. Рамки джаза намного шире. И одно из заключительных "провинциальных" мероприятий порадовало воронежских меломанов именно яркой звуковой палитрой.

Хитрая экспрессия

Эстонский саксофонист Лембит Саарсалу и курский пианист Леонид Винцкевич - люди, стоявшие у истоков советского джаза. Достаточно сказать, что их сотрудничество началось 31 год назад. И вот уже два десятка лет дуэт выступает на каждой "Джазовой провинции".

На сей раз их сет вышел особенно изысканным. Звучание порой напоминало эдакий "джазовый брит-поп" - как хотите, так и понимайте. Но - без грязного саунда, зачастую свойственного брит-поповым вещицам. Экспрессия оказалось хитрой и неустойчивой. А каждое звуковое полотно напоминало некий "калейдоскоп радости": картинки все время менялись, а ощущение - чудесное и благостное - оставалось.

Норвежская "Эспен Эриксен Трио" для многих стала главной группой воронежской "провинциальной" программы этого года. Наверное, не в последнюю очередь благодаря тому, что Норвегия - страна со славными музыкальными традициями.

Без "загонов"

В начале 60-х годов прошлого века в Норвегии началось бурное развитие джазовой сцены. И привело к тому, что местные музыканты решили создать некий симбиоз национальной музыки и джаза. Так родился новый стиль.

А еще в Норвегии с большим пиететом относятся к представителям культуры. На развитие культурных проектов в год из бюджета там выделяется примерно 8%. Для сравнения - у нас на эти цели идет всего 0,8%. При том, что бюджеты - примерно равны.

Стоит ли удивляться, что норвежские группы и музыканты во многих жанрах показывают "класс"? "Эспен Эриксен Трио" стали не исключением, а, наоборот, яркой иллюстрацией правила. Вкуснейший, филигранно исполненный авторский материал, и - типично европейское внимание к деталям, к нюансам. Без "загонов", но с изрядной долей свободы и изобретательности. При немногочисленном наборе инструментов (клавиши, контрабас, барабаны) музыканты смогли представить публике не только "цепляющие" мелодии, но и интересную интерпретацию своих задумок.

Есть мнение, что "норвежский джаз - длинные ноты, которые разносятся над ледяными фьордами". Длинных нот действительно там хватает. Как и всяких пост-роковых тонкостей в комплекте с пространственным звучанием…

Вдали от "совка"

Затем в концерте последовал блок "джазовой классики". Первая его часть свелась к традиционному формату джем-сейшена, в котором приняли участие гитарист Алексей Кузнецов, певица Рита Эдмонд, саксофонист Роберт Анчиполовский и басист Стив Кершоу. До дыр измочаленный джазовый стандарт, песню "Sunny", кто только не исполнял! Даже, прости Господи, поп-звезды начала 90-х - "Полиция нравов". Естественно, версия от уважаемых музыкантов и рядом не лежала с дурнопахнущей подделкой постсоветского шоу-бизнеса. Но все же свежестью тут повеять не могло по определению.

Завершил концерт сет легендарного пианиста Сергея Манукяна, ставший "вишенкой на торте" для любителей традиционного джаза. Недаром же Сергея зовут в Воронеж уже второй раз за год: летом он выступал на фестивале "Усадьба Джаз". Всегда яркий, всегда необычный даже в рамках консервативного амплуа; это именно то, чего не хватало финалу того прекрасного вечера.

Есть мнение

В "Саарсалу - любопытнейшая индивидуальность, - считает Леонид Винцкевич. - Это не "болтливый" музыкант. Нот играет мало, но каждая на месте. У него абсолютно отсутствует джазовая риторика, вся эта любовь к показной технике, пустой пассажистике".