30 апреля 2024

Новая театральная труппа дала премьеру, посвященную Великой Отечественной войне

19.11.2015

Казалось бы, тема не новая. А если взять во внимание завершающийся юбилейный год и массу связанных с ним культурно-массовых событий, то можно сказать - уже порядком заезженная, грозящая публике чем-то пафосным и, увы, не всегда правдивым.

Если честно, я, собираясь на музыкально-пластический спектакль "Я есть", готовилась именно к грандиозному, излишне патетическому действу. Однако - увидела очень искренние, чистые картины, не лишенные эмоциональности, порой предельной, услышала трогательные монологи актеров. И увидела неплохую хореографию, которая многое сказала за артистов…

Сильнее, чем слово

Сначала хочется рассказать о том, кто создал "Я есть!" и почему спектакль стал музыкально-пластическим. Итак, это постановка группы артистов из разных воронежских театров, которые захотели поэкспериментировать с пластикой. Точнее - заняться ею всерьез, соединить танец и искусство лицедейства, "заговорить" со сцены языком тела, которое, как полагают актеры труппы, может сказать больше, чем слова. Однако пластическая драма - явление не столь распространенное для классических театров. И так уж повелось, признают актеры, что и в Воронеже - пластики немного. Вот и решили они попытаться вспахать непаханое поле. Спектакль "Я есть!" стал первым экспериментом труппы.

- Это мой первый опыт работы в пластике на сцене, - поделилась актриса Мария Конотоп. - Впечатление оказалось для меня очень сильным и очень важным. Я почувствовала, что мое тело сильнее отзывается на те или иные действия, нежели слово. К сожалению, в нашей жизни слова все больше обесцениваются. Все больше лжи окружает нас день за днем. В спектакле "Я есть!" я открыла для себя удивительное - тело не может соврать, тело сильнее, чем слово. Это огромные, непередаваемые эмоции. Я чувствую себя живой на сцене в этом спектакле, чувствую себя настоящей…

Просто о людях

Мне долго был непонятен выбор тематики и жанра. Почему-то казалось, что тема войны "просит" классических постановок. Однако вскоре поняла: вовсе не обязательно, и более того - в каких-то случаях, наверное, и не нужно.

Пластика - здесь решение неординарное и верное. Ведь спектакль о чем? Не о событиях, не о масштабах побед и поражений, не о ходе войны. А просто о людях, оказавшихся на войне. О девочке, которая боится лишь одного… погибнуть за родину некрасивой, но которая после раздумий и приступа злости лезет в огонь за немецким солдатом - потому что "у человека не может быть два сердца - одно для любви, другое - для ненависти, у человека одно сердце…"; о мальчишке, которые прямо на поле боя дает клятву после войны никогда не убивать, хотя минуту назад он ничего не чувствовал и убивал, о женщине, которой любимый человек сделал предложение, но она хочет его ударить…

Это о том, насколько войВ­на искажает чувства, как пробуждает первобытные эмоции, которые предстоит преодолеть героям спектакля, чтобы остаться людьми. И вот именно эти дикие ощущения и новое рождение людей разумных, людей "с одним сердцем" - словами выразить нелегко…

Наша справка

Пластическая драма (пластика) - молодой вид театрального искусства, возникший во второй половине ХХ века. Основоположником этого жанра считается Гедрюс Мацкявичюс. Суть этого направления в том, чтобы, не прибегая к речи или прибегая к ней в меньшей степени, воплотить на сцене с помощью пластики тела идею, чувства, эмоции и сюжет.

Прямая речь

хореограф-постановщик Мария Мицуро:

- Тема войны нам оказалась очень близка - ведь у каждого из актеров кто-то да воевал из семьи и каждому нашлось что сказать. Весь спектакль построен на документальной основе - актеры читают реальные письма и воспоминания реальных людей. Мы изучили немало архивных данных, многое узнали о своих семьях. Думаю, война - это то, о чем можно будет говорить всегда. Какая у нас гарантия, что завтра не загрохочут снаряды? И как мы тогда себя поведем: так же, как наши предки, или по-другому? И захочется ли тогда нашим детям и внукам писать про нас книги и ставить спектакли? Большой вопрос.