02 мая 2024

Государство не собирается контролировать тарифы на ОСАГО?

03.12.2015

Глава Банка России Эльвира Набиуллина поручила страховщикам проработать план по либерализации тарифов ОСАГО. В том смысле, что государство больше не будет ставить максимальный и минимальный уровень цен. Каждый страховщик сможет брать столько, сколько захочет.

Сегодня, как известно, ЦБ России делает для страховых компаний коридор, в рамках которого они могут предлагать свои услуги. Конкуренции почти нет, у всех цены одинаковы, клиенты могут выбирать по доступности полиса. Предполагается, что по новой модели цены будут свободные, а автовладелец сможет выбирать, где дешевле, лучше и надежнее.

В теории все так и выглядит, но верится в это с трудом. Более 80% сборов приходится на десять компаний - что им мешает устроить сговор по тарифам? По оценке экспертов, в случае принятия решения о свободных ценах на ОСАГО, стоимость полисов вырастет в два раза и более. Обманываться насчет отсутствия аппетитов у страховщиков не стоит - хотя бы потому, что практически все компании выбрали максимальную ставку внутри тарифного коридора. А до этого синхронно устроили бойкот системе, навязывая дополнительные услуги и блокируя продажу полисов.

Сторонники свободных тарифов приводят в пример Германию и другие европейские страны. Но там совсем другая ситуация. Да, страховка там дорогая, к тому же чем лучше и известнее компания, тем дороже полис. Да, четких тарифов нет, цены диктует рынок. Однако сговор страховщиков в Германии почти невозможен, каждый борется за клиента как может. Средняя цена полиса 300-400 евро, это прилично даже для немцев. Но ни у кого не возникает вопросов, на что идут эти деньги.

Во-первых, в Германии практически нет такого понятия, как максимальная выплата. Конечно, формальное ограничение есть, но чтобы нанести такой ущерб в ДТП - это нужно автовоз с Porsche или Ferrari протаранить. Компенсация вреда здоровью - до 10 млн евро. Это покроет почти любую ситуацию.

Во-вторых, нет проблемы занижения суммы выплат. Там развитый институт автоВ­экспертов, это престижная и оплачиваемая работа. Такого, чтобы эксперт "подсуживал" страховым компаниям, нет. Выплаты всегда хватает на квалифицированный ремонт, да и чаще всего компенсация происходит ремонтом. Клиент просто оставляет поврежденный автомобиль, а потом забирает отремонтированный.

В-третьих (и это поражает больше всего), на время ремонта потерпевшему выделяется подменный автомобиль. Сама машина арендуется в прокатной конторе, а оплачивает аренду страховая компания. Нетрудно догадаться, что в такой ситуации в интересах страховой как можно быстрее выполнить ремонт или выплатить компенсацию, ведь каждый день задержки обходится ей в круглую сумму.

Вот когда ОСАГО будет работать по таким принципам, то можно будет говорить о переходе на свободные тарифы и можно будет понять и простить даже приличное повышение цен. В России же сегодня ДТП - это проблема, даже если ты в нем потерпевший. Справки собери, в страховую отнеси, посети "прикормленного" эксперта, посети независимого эксперта, подай в суд на страховую и долго с ней судись, чтобы наконец получить нормальную выплату. По подсчетам экспертов, уже шесть миллионов российских водителей перестали покупать ОСАГО, а ездят на свой страх и риск. Если разрешить страховщикам свободно устанавливать цены, то эта цифра тоже вырастет в несколько раз.