05 мая 2024

Воронежский критик проанализировал литературные явления современности

03.12.2015

Профессиональная литературная критика сегодня - раритет не только для Воронежа. Тем значительней факт явления читающему народу очередной книги Вячеслава Лютого "Сны о любви и верности". Лирическое название издания - никак не отражение главенства чисто эмоциональной составляющей в сочинениях воронежского критика: они, как всегда, обстоятельны и доказательны - прежде всего. При том, что выбор объектов авторского внимания, естественно, субъективен.

Все возрасты покорны

Иначе, вообще говоря, без акцентов на строгих личностных предпочтениях, ничего серьезного у пишущего критические обзоры не получится. Поэтому представляется важным отметить то обстоятельство, что Лютый, наряду с маститыми, признанными литераторами, анализирует творчество молодых воронежцев. Некоторые из них уже приобрели относительную известность, имена других, возможно, никто, кроме Вячеслава Дмитриевича, не вспомнит, что само по себе - показатель авторской заинтересованности в детальном исследовании предмета. Заметил, условно говоря, критик перспективного "юношу бледного с взором горящим" - и тот получил свою "дозу" авторитетных оценок, ориентиров для завтрашней работы. Тоже, знаете, нонсенс по нашим временам.

Как у любого читателя, у меня есть свое право выбрать из книжки Вячеслава Лютого самое дорогое. Поэтому - отдельное ему спасибо за обращение к творческому наследию воронежского поэта Станислава Никулина. И к самой личности этого незаурядного человека - тоже (впрочем, в этом плане "лютовский" Никулин не одинок). Неслучайно подзаголовок главки "Словно дудочка певучая" намекает на широту обзора - "стихи и голос Станислава Никулина". Что подчеркивает неоспоримую, на мой взгляд, данность, не всеми замеченную и отмеченную: "стихи" и "голос" - две равновеликие половины одного целого, которое есть особый никулинский дар.

Принципы и споры

"Всю свою творческую жизнь, - пишет критик о поэте, активно работавшем с чужими стихами (Станислав Никулин заведовал отделом поэзии в "Подъеме", составлял коллективные сборники) - он сражался с литературными подделками, наживая себе врагов и недоброжелателей. Но никто не ставил под сомнение его принципиальность и бескорыстность..." И - дальше - стихотворная цитата, ту самую принципиальность характеризующая.

За славою серою лавою гоняются пестрые мальчики, ненужные стряпают книжки солидные тети и дяди и, голосом не обладая, пытаются быть соловьями.

Сходный подход - к осмыслению творчества и личности другого воронежского мэтра, прозаика Юрия Гончарова. О котором, казалось бы, известно, да и написано предостаточно, но слово Лютого и на этом фоне звучит убедительно и ярко. А местами - и спорно, что - самоценно. "Русская тема не была для него чем-то значимым, - заключает критик. - Кажется, Гончаров более похож на универсального гуманиста, вот только конкретика и зримые подробности его повестей и романов неразрывно связаны с глубинным русским началом..."

Этическая позиция

Любопытны рассуждения Вячеслава Лютого и о творчестве харизматичного москвича Юрия Кузнецова, которое, видимо, критик знает досконально: в книге разобраны даже отдельные стихотворения и поэмы. Но, думается, не только предметные исследования Лютого придают вес его новому сборнику. Так, материалы круглого стола журнала "Подъем", где долгое время трудится Вячеслав Дмитриевич, выясняют роль русской литературы и литературного журнала в современной России. Альтернативных обсуждений (дилетанты не в счет) - поди, найди...

В разделе "Вертопрах и жители города" собраны рецензии на спектакли воронежских театров последних лет - с тем, чтобы представить "читателю - цитирую анонс - панораму важнейших сценических явлений, которые во многом определили творческое лицо столицы Черноземья". Ну, и грех проигнорировать маленькую ремарку "О критике", завершающую книгу. Она четко выявляет этическую позицию автора, уверяющего: "Критика, которая не чувствует радости от обретения хотя бы атома истинной художественности и чистой искренности, не испытывающая благодарности к автору такого маленького дарения читателю или зрителю, - такая критика мертва, и потому - тяжела…" Вячеслав Лютый "критикует", скажем так, поэтически, вдохновенно. Чем и живо его взвешенное слово, всегда окрашенное внятным авторским отношением - к теме, предмету разговора, персоналиям. Литературе как таковой, в конце концов.

Справка "Берега"

Вячеслав Дмитриевич Лютый - литературный и театральный критик, публицист. Родился в 1954 году в городе Легница (Польша) в семье советского офицера. После окончания Воронежского политехнического института работал радиоинженером, служил в армии.

В 1993 году окончил Литературный институт имени М.Горького - семинар критики, учился в аспирантуре. В 1980-90-е годы работал звукооператором театра драмы, электриком, сторожем, заведующим литературной частью в Экспериментальном театре Вячеслава Спесивцева, заведующим московской редакцией журнала "Континент", инкассатором, менеджером коммерческого банка.

Прямая речь

"Очень значимо, насколько художественно ты выразишь свой взгляд на вещи, - подчеркнул Вячеслав Лютый в одном из интервью, - поскольку "суконный" язык рассуждения способен разрушить самые благие намерения говорящего".