04 мая 2024

Как среду обитания сделать для инвалидов более доступной

08.12.2015

Для того, чтобы инвалидам жилось легче, государство выделяет немалые деньги. Да и закон чаще всего на стороне тех, кто слабее. Вместе с тем, до сих пор многим людям с ограниченными возможностями приходится проявлять безграничную волю для выживания в некомфортной среде. Почему так получается, и как сделать среду обитания "других" реально доступной?

История страдания

Корреспонденты "Берега" побывали в учебно-ресурсном центре "Доступная среда", который располагается по адресу: Московский пр., 101. За полугодовое существование учреждение стало эталоном "безбарьерки" - здесь есть все для комфортного пребывания и больных, и здоровых. Вместе со специалистами центра мы попытались выяснить: почему наше городское пространство пока мало приспособлено для нужд инвалидов.

О недоступности Александр Попов, руководитель учебно-ресурсного центра знает не понаслышке - самому уже несколько лет приходится перемещаться в инвалидной коляске. Борьба за свое безбарьерное пространство у него началась в 2011 году.

- Я решил установить пандус в подъезде дома, - поделился с нами Александр, - поскольку знал: скоро у меня откажут ноги. К тому времени я ходил с трудом, держась за стенки.

Однако воплотить в жизнь обозначенные в законах права на комфортные условия оказалось непросто. Если переделка квартиры затруднений не вызвала, то с адаптацией подъездной группы пришлось изрядно "подсуетиться". Установка простого пандуса обернулась для молодого человека тремя годами переписки с инстанциями разных уровней. И только после иска в суд управляющая организация взялась за оборудование пандуса. Хотя сотрудники УК уверяли, что это "технически невозможно".

- В процессе установки, - вспоминает Александр, - мне пришлось четыре раза приостанавливать работы! Потому что подрядчики не раз отступали от проекта, пытались сделать проще и быстрее за счет качества. Вот тогда и задумался: что же творится в нашей стране и в нашем городе? Я решил узнать, кто же у нас в Воронеже предметно и конкретно занимается "безбарьеркой". Оказалось, в этой сфере у нас, по большому счету - пустота.

- Нет четких нормативных указаний сверху, - поясняет Александр, - непонятно, кто и за какие средства должен создавать элементы доступности на объектах, кто должен принимать работы и отвечать за их невыполнение. И самое страшное - сами инвалиды не пытаются серьезно исправить ситуацию - а это значит, запроса от соответствующего общества на "безбарьерку" - нет. Я сравнивал наш город с другими городами, и понимал: сравнение не в пользу Воронежа. Тогда и решил сам заняться темой доступной среды вплотную.

С комфортом

Для начала Александр проанализировал, как реализовывалась программа "Доступная среда" в регионе два года назад. Выяснилось: были ошибки, которые необходимо исправлять.

- На этом этапе стало ясно: людей нужно обучать, строителей и подрядчиков - консультировать еще на стадии проектирования какого-либо сооружения. И еще - нужен единый межведомственный координационный центр, который бы и осуществлял консультативную поддержку и профессиональный контроль создания безбарьерной среды.

Так и появился учебно-ресурсный центр "Доступная среда" на базе Коминтерновского районного общества инвалидов. Само помещение центра - пока лучший в регионе образец "безбарьерки".

- Здесь мы реконструировали все полностью, и сделали наглядный пример доступной среды, - пояснил Александр.

Офис центра получился, действительно, очень комфортным для всех. На входе - трехуровневый пандус с углом наклона в пять градусов - по такому удобно подниматься не только человеку в инвалидном кресле, но и, к примеру, женщине с коляской.

Возле дверей - кнопка вызова администратора, табличка продублирована шрифтом Брайля (для глухонемых), никаких высоких бордюров возле помещения и порогов на входе. Интерьер также выполнен по самым высоким требованиям доступной среды - просторная зона "ресепшен", низкие столы и мягкая мебель с низкими подлокотниками, в кухне все приборы расположены на высоте, удобной для "колясочников". Помещение оснащено средствами ориентации для незрячих и слабослышащих людей. Кстати, таблички с надписями азбукой Брайля, мнемосхемы, - первые в регионе - изготавливает сам ресурсный центр.

Чем здесь занимаются? Всем, согласно замыслу, и даже больше: специалисты по доступной среде консультируют подрядчиков и строителей, рассказывают, как лучше установить пандус, оборудовать санузлы для людей с ограничениями здоровья, расширить двери, создать системы ориентации, обучают, как содействовать людям различных категорий инвалидности.

А еще здесь помогают в трудоустройстве инвалидам, обучают их работать удаленно по самым востребованным специальностям.

- Считаю, что вся реабилитация инвалидов состоит из трех частей: медицинская помощь, адаптация среды и самореализация через работу, - уверен Александр Попов.

Для начала в центре человека анкетируют: выясняют, какие у него есть навыки, опыт работы, готовность к труду. Затем - два пути. Либо специальный тренинг "Клуб ищущих работу" - для тех, кто никогда не трудоустраивался или пока не готов к этому. Либо - подбор вакансий. При этом соискателя курирует сопровождающий, он же общается с работодателем, будущим коллективом - чтобы те знали, как взаимодействовать с новым сотрудником. Остались еще в обществе и страхи, и предрассудки, признает Александр Попов. Но в то же время появляются и новые "незашоренные" предприниматели, смело принимающие на себя социальную ответственность и получающие взамен отличных, высокомотивированных, лояльных сотрудников.

Кстати

До сих пор остается актуальной проблема транспорта для людей с ограниченными возможностями. На сегодня социальное такси действует только в рабочее время. Да и водители порой даже не в курсе, что у их авто есть такой пандус. И к тому же, чтобы подъехать к автобусу, колясочнику часто нужно преодолеть высокий бордюр перед остановочным пунктом.

В настоящее время запланированы меры по совершенствованию работы "социального такси". Департаментом транспорта и автомобильных дорог совместно с администрацией Воронежа уже приобретено 37 единиц полунизкопольных автобусов большой вместимости, проведена работа по установке и модернизации светофорных объектов, оборудованных с учетом требований программы "Доступная среда".

В тему

Воронежская область подключилась к госпрограмме "Доступная среда" в 2011 году. В рамках программы некоторые школы региона приобретают оборудование для адаптации учебных заведений к обучению детей с ограниченными возможностями. Так в 2015 году две воронежские школы впервые открыли ресурсные классы для ребят с расстройствами аутистического спектра. К концу этого года к программе должны присоединиться еще 156 школ Воронежа и области.